Образовательная программа 6В01301 – «Педагогика и методика начального обучения» разработана для подготовки кадров в области педагогических наук в рамках направления подготовки учителей начальных классов.
Целью программы является подготовка конкурентоспособных педагогов, способных эффективно реализовать образовательный и воспитательный процесс в начальных классах в условиях изменяющейся социальной реальности.
Актуальность образовательной программы 6В01301 – «Педагогика и методика начального обучения» заключается в особенности целей образовательной подготовки бакалавров, обладающих критическим мышлением, владеющих передовыми технологиями обучения способных интегрироваться в современных условиях, а также реализации нового подхода к формированию ключевых компетенций и результатов обучения, необходимых выпускнику в области педагогических наук.
Преимуществами данной образовательной программы являются широкий выбор мест для трудоустройства, высокооплачиваемая, стабильная работа, хорошие возможности для карьерного роста, а также возможность реализации индивидуальной предпринимательской деятельности в области консультационных услуг.
Шифр ОП | Годовая стоимость за обучение | Стоимость за 1 кредит ECTS | Количество осваиваемых кредитов ECTS | 6В01301 | 300 000 тенге | 5 000 тенге | 60 |
Cоздание широкого диапазона теоретических и практических знаний в области педагогики и психологии;
Осуществление процесса обучения предметам в соотвествии с образовательной программой начального образования;
Планирование и проведение учебных занятий по предметам с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом начальных классов;
Использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения предметам, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
Организация контроля за результатами обучения и воспитания; применение современных средств оценивания результатов обучения по предметам;
Реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
Работа по обучению и воспитанию с учетом отклонений в развитии обучающихся; решение конкретных воспитательных задач;
Реализация научно-исследовательских проектов в процессе преподавательской деятельности; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
Организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; умение использовать эмпирические методы в процессе обучения;
Выполнение функции классного руководителя; ведение школьной и классной документации; участие в самоуправлении и управлениии школьным коллективом;
Формирование общей культуры учащихся; осуществление воспитания подрастающего поколения в контексте развития общенациональной идеи.
Владение принципами педагогического целеполагания, педагогической инноватики, педагогических технологий и теории педагогической интеграции; научного представления о моделях и технологиях, используемых для обучения в образовательных учреждениях; теоретическими основами и практическими навыками разработки программы реализации игровых технологий;
Применение теоретических знаний в профессиональной деятельности с учетом конкретных социально-педагогических условий на практике;
Владение приемами Time management и навыками Public Speaking;
Выбор подходящих педагогических технологий дифференцированного и интегрированного обучения; осуществление педагогического мониторинга, реализация педагогического менеджмента;
Разработка учебных материалов в соответствии с заданными целями занятий;
Способность осуществлять комплексный педагогический мониторинг на основе психолого-педагогической диагностики, анализа и синтеза, интерпретировать полученные результаты, стремиться к адекватной самооценке и самоконтролю;
Владение способами ориентирования в профессиональных источниках информации и совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.
Педагогическая;
Организационно-управленческая;
Информационно-аналитическая;
Проектная, методическая;
Научно-исследовательская.
Средние общеобразовательные и специализированные школы, колледжи, гимназии, малокомплектные школы (в качестве учителя начальных классов);
Средние профессиональные учебные заведения (колледжи, училища в качестве преподавателя по специализированным дисциплинам);
Научно-исследовательские организации (институты);
Государственные и негосударственные учреждения (институты повышения квалификации, издательства);
Отделы образования.
Обучение детей младшего школьного возраста, анализ их индивидуальных качеств, анализ уровня их освоения изученного материала
Знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность)
Взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями»
Продвинутые навыки работы с персональным компьютером, офисной техникой и программным обеспечением в профессиональной области
Авторская методика многоуровневого изучения иностранных языков
Трансформация персональных ценностей и личной мотивации. Адаптация к стрессам. Приобщение к здоровому образу жизни. Культурное и духовное развитие
Директор филиала АО НЦПК "Өрлеу" ИПКПР по Туркестанской области, профессор, доктор педагогических наук
Руководитель дошкольного центра "Жанель"
Магистр педагогических наук, директор школы-гимназии №1 имени А.С.Пушкина
Автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы"
АО "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу"
Школа-гимназия №1 имени А.С.Пушкина
Детский центр развития "Алиар"
Лицей №9 им.О.Жолдасбекова
Дошкольные учреждения
Школы
Колледжи
Научно-исследовательские центры
Образовательные центры
От 97 000 до 350 000 ₸
Название дисциплин | Цикл дисциплины | ECTS | Краткое описание дисциплин |
Казахский (русский) язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Иностранный язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; методы сбора, хранения и обработки информации, способы реализации информационных и коммуникационных процессов; концептуальные основы архитектуры компьютерных систем, операционных систем и сетей; архитектура компьютерных систем и сетей, назначение и функции основных компонентов; концепции разработки сетевых и веб приложений, инструментов обеспечения информационной безопасности. Формируемые компетенции: навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе и других целей; обосновывание выбора наиболее приемлемой технологии для решения конкретных задач; умения пользоваться информационными Интернет ресурсами, облачными и мобильными сервисами для поиска, хранения, обработки и распространения информации; умения применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем и сетей для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализ и обосновывание выбора методов и средств защиты информации; умения разрабатывать инструменты анализа и управления данными для различных видов деятельности; осуществление проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий. |
Современная история Казахстана | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, цель и задачи курса «Современная история Казахстана»; основные этапы истории современного Казахстана и их характеристика; исторические основы и периоды становления независимой казахстанской государственности в контексте всемирного и евразийского исторического процесса; реализация советской модели государственного строительства в Казахстане; экономические и политические реформы в Казахстане во второй половине ХХ в.; становление и развитие независимого Казахстана. Формируемые компетенции: умения соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического процесса посредством критического, ретроспективного, сравнительно-исторического анализа; анализ исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана; умения и навыки работы с историческими источниками; оценка и характеристика исторических событий и явлений; объяснение причинно-следственных связей событий и явлений; умения логически мыслить, свободно дискутировать и отстаивать собственное мнение, объяснять смысл и значение основных исторических понятий. |
Философия | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: категории философии, философское понимание и осмысление роли и места образования, науки, техники, технологий, человека, искусства, свободы, культуры, религии в обществе, методы научного познания, эволюция философской мысли от древности до современности. Формируемые компетенции: понимание и объяснение специфики философского осмысления действительности; интерпретация и обоснование содержания и специфических особенностей мифологического, религиозного и научного мировоззрения; демонстрация методов научного и философского познания мира в осуществлении проектной и исследовательской деятельности; аргументирование собственной позиции по отношению к актуальным философским вопросам, глобальным проблемам современного общества. |
Основы права | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: право и его место в системе социального регулирования; основные формы (источники) права; правовые нормы и правоотношения; правомерное поведение и правонарушения; основы правового статуса человека и гражданина РК, основные отрасли права и др. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права; ведение полемики в правовом поле. |
Основы естествознания | БД | 5 | Изучаемые вопросы: планеты Солнечной системы и их особенности; основные естественнонаучные понятия о Земле и ее природе, Вселенной; методы научного познания: наблюдение, эксперимент, опыт; основы техники безопасности при планировании и проведении исследований; правила поведения при стихийных природных явлениях; жизненный цикл человека, растений, животных и грибов; особенности строения и расположения основных органов человека, растений, животных и грибов и их функции; классификация растений, животных и грибов; основы процесса фотосинтеза; отдельные свойства света; некоторые физические силы и причины их возникновения; отдельные виды энергии; состав и свойства наиболее распространенных веществ на Земле; свойства различных тел и некоторые области их применения; основные виды полезных ископаемых и их значение, основные месторождения полезных ископаемых в Республике Казахстан; важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле; особенности организмов как средств приспособления к окружающей среде; простые различия позвоночных и беспозвоночных животных; необходимость рационального использования природных ресурсов; методы исследования для изучения природных объектов, процессов и явлений; стандартные и нестандартные единицы измерения природных объектов, явлений и процессов; простые приборы для измерений некоторых характеристик природных объектов, процессов и явлений; животный и растительный мир определенной территории; схожие и отличительные черты разных сред обитания; объекты и явления живой и неживой природы; информационные материалы в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм, таблиц; идеи по вопросам охраны окружающей среды; имитационные и графические модели объектов, явлений и процессов микро- и макро-мира; факторы развития и состояние природных объектов, явлений и процессов; деятельность человека и влияние научно-технического прогресса на состояние окружающей среды; влияние научно-технического прогресса на жизнедеятельность человека. Формируемые компетенции: знания о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира. |
Методика обучения математике | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: цель, задачи и содержание методики обучения математике в начальных классах; формы, методы, средства обучения математике; основные методы решения задач; алгоритмы решения задач конкретных видов; методика обучения выстраивать логические суждения на основе измерительных и вычислительных навыков. Формируемые компетенции: знание содержания учебной дисциплины «Математика» в начальных классах и методики ее преподавания; знание основных вариативных программ, реализуемых в начальных классах; владение методикой изучения арифметических действий; формирование вычислительных приемов; владение методикой изучения величин; анализирование программ и учебников по математике для начальных классов. |
Методика преподавания естествознания | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, задачи, структура и содержание методики преподавания естествознания; связь методики преподавания естествознания с другими науками; становление и история развития методики преподавания естествознания как науки; общепедагогические и специфические принципы обучения естествознанию в начальных классах; методы исследования методики преподавания естествознания; основные этапы и условия формирования естественнонаучных понятий; сущность и классификация средств и методов обучения естествознанию. Формируемые компетенции: знание методики преподавания естествознания; знание принципов обучения естествознанию; навыки проведения практических работ по естествознанию; навыки применения наглядных, практических методов в процессе преподавания естествознания. |
Методика обучения грамоте | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, цели и задачи дисциплины методики обучения грамоте; основные методы обучения грамоте; гигиенические и каллиграфические навыки письма; научные и лингвистические основы методики обучения грамоте; периоды обучения грамоте; методика обучения первоначальному письму; типы и структура уроков письма; методика формирования механизма первоначального чтения. Формируемые компетенции: знание методических особенностей обучения чтению и письму детей в начальных классах; навыки построения урока обучения грамоте. |
Дидактическая подготовка будущих учителей начальных классов | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: обучение в структуре целостного педагогического процесса в начальных классах; структура дидактических умений учителя начальных классов; закономерности и принципы обучения в начальных классах; методы, средства и формы обучения детей в начальных классах; отбор дидактических средств по преподаваемым дисциплинам в начальных классах; педагогический контроль качества процесса обучения и мотивация учения младших школьников; организация активной познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроке; современные педагогические технологии начального образования. Формируемые компетенции: знание особенностей педагогических систем и педагогических технологий; навыки моделирования педагогического процесса в начальных классах; навыки мотивации познавательной деятельности младших школьников. |
Основы дефектологии | БД | 6 | Изучаемые вопросы: объект, предмет ,задачи и основные понятия дефектологической науки; особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; общая характеристика детей с особыми образовательными потребностями; работа с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями; значение дифференцированного подхода к определению индивидуальной траектории обучения ребенка с проблемами в развитии; особенности детей с нарушениями интеллектуального развития; особенности детей с сенсорными нарушениями; особенности детей с речевыми нарушениями; особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особенности детей с нарушениями поведения, комплексными дефектами. Формируемые компетенции: формирование понятия дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями; знание основных классификаций нарушений развития; знание особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями; умение пользоваться основным категориальным аппаратом специальной педагогики и психологии; навыки формирования взаимоотношений с детьми с особыми образовательными потребностями. |
Физическая культура 1 | ООД | 2 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Организация научной работы в начальных классах | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: теоретические и методологические основы организации научного исследования в начальных классах; информационное обеспечение научных исследований; сущность учебно-исследовательской деятельности младшего школьника; исследовательский метод на уроках в начальных классах; проектная деятельность младших школьников; определение, характеристика и виды исследовательских умений у младших школьников; содержание работы и этапы формирования исследовательских умений у младших школьников. Формируемые компетенции: овладение целостной системой знаний о путях, способах и средствах формирования исследовательской культуры младших школьниках; навыки разработки диагностических материалов по сформированности исследовательских умений у младших школьников. |
Педагогика | БД | 5 | Изучаемые вопросы: педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики; категориальный аппарат педагогики; дидактические концепции и принципы обучения; образование как педагогический процесс; формы и средства обучения; сущность, виды воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; теоретические и методические основы воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Формируемые компетенции: знание теоретических основ обучения и воспитания; владение приемами анализа и разработки программ обучения и воспитания; знание общих принципов дидактики и способы их реализации в предметных методиках обучения; приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса; умение применять полученные педагогические знания в учебной и профессиональной деятельности. |
Теория и методика преподавания художественного труда | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: основные виды и жанры искусства; основные виды линий и форм; основные и дополнительные цвета; основные материалы и инструменты для рисования и декоративно-художественной работы; основные техники и методы работы в различных видах искусства; лучшие образцы произведений мировых и отечественных деятелей искусства; выразительные средства и приемы для передачи творческих идей; связь искусства с жизнью; взаимосвязь техники исполнения с соответствующим видом, стилем, жанром искусства; особенности и значение национальных традиций и обычаев в декоративно-прикладном искусстве Казахстана; значение произведений искусства в культуре казахского народа и других народов мира; выразительные средства искусства; различные художественные материалы, инструменты и техники для создания творческих работ; знание о видах, стилях и жанрах искусства в создании творческих работ; правила техники безопасности; способы и техники, свойства и возможности материалов для создания творческих работ. Формируемые компетенции: знание основных методов обучения художественному труду в начальных классах; практические навыки в области преподавания художественного труда в начальных классах. |
Теория и практика внеклассного обучения | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: характеристика форм и видов внеклассной работы; цели и задачи внеклассной воспитательной работы; методика организации и проведения внеклассных мероприятий; изучение и постановка воспитательных задач; подготовка и моделирование внеклассной воспитательной работы; отбор материала, выбор формы проведения и составление плана внеклассного мероприятия; классификация методов воспитания учащихся начальных классов во внеклассных мероприятиях; педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса во внеклассных мероприятиях. Формируемые компетенции: навыки планирования, разработки и проведения воспитательных мероприятий; навыки анализа и самоанализа внеклассной воспитательной работы; навыки изучения эффективности внеклассной воспитательной работы. |
Инклюзивное образование | БД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и теоретико-методологические основы инклюзивного образования; нормативно-правовое обеспечение, условия, модели и формы инклюзивного образования; психологические основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; психологические приёмы оптимизации инклюзивного образовательного процесса; программно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание концептуальных основ инклюзивного образования; владение навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в начальных классах; умение пользоваться основным категориальным аппаратом инклюзивного образования; владение способами обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. |
Основы антикоррупционной культуры | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность коррупции как социального и правового явления; проявление коррупции в общественной жизни; мера морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения; действующее законодательство в области противодействия коррупции; профилактика правонарушений. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права и антикоррупционной культуры; ведение полемики в правовом поле. |
Ораторское искусство | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основной категориальный аппарат ораторского искусства; история ораторского искусства; стратегии и тактики эффективных речевых коммуникаций; алгоритм создания эффективного публичного сообщения; дискуссия и полемика. Формируемые компетенции: умения доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время общения и выступления; владение голосом и выразительностью речи; управление вниманием слушателей; умения отвечать на неожиданные вопросы, эффективно убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей; владение методами и техниками анализа речевого поведения партнера, способами самоконтроля. |
Физическая культура 2 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Физическая культура 3 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Иностранный язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Казахский (русский) язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Экология и безопасность жизнедеятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и задачи экологии; понятия экосистемы и биосферы; круговорот веществ и поток энергии в экосистемах; глобальные проблемы человечества; законодательные меры по охране природы; условия возникновения экологически опасных и чрезвычайных ситуаций, закономерности их проявления; классификация, характеристика и прогнозирование ЧС; разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, первая медицинская помощь и др. Формируемые компетенции: оценка воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека; идентификация основных опасностей среды обитания человека; выбор методов защиты от опасностей; владение способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; умение оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь; эффективное действие при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций и ЧС; определение симптомов состояния организма человека при травмах; правильное применение средств медицинской аптечки. |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | ООД | 8 | Изучаемые вопросы: основные категории политологии, социологии, культурологии и психологии; социально-этические ценности общества; социальные, политические, культурные, психологические институты общества в контексте их роли в модернизации казахстанского общества и принципы их функционирования. Формируемые компетенции: объяснение и интерпретация понятий, идей, теорий социологии, политологии, культурологии, психологии; описание, анализ актуальных проблем современного казахстанского общества, социальных процессов; анализ особенностей социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; проектирование перспектив развития казахстанского общества, решения социальных, политических, личностных проблем, межличностных и социальных конфликтов; выражение собственного мнения по вопросам, имеющим социальную значимость; генерирование идей по вопросам социально-политического развития общества и презентация их. |
Основы экономики и предпринимательства | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и значение экономики в жизни общества; законы производства, обмена и распределения материальных благ; теоретические основы функционирования рыночной экономики; основы экономики предприятия; содержание и суть предпринимательства; виды и формы предпринимательской деятельности. Формируемые компетенции: применение экономических знаний в конкретных ситуациях; осуществление экономических расчётов; определение собственных возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование знаний основ предпринимательства для организации своего дела; разработка бизнес-плана; готовность к созданию предпринимательской единицы и организация ее деятельности. |
Основы инноватики и инновационной деятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный проект»; классификация инноваций; факторы, определяющие инновационную деятельность; источники инновационных идей; приоритеты инновационной политики на различных уровнях управления экономикой; основные модели инновационного развития. Формируемые компетенции: анализ и оценка инновационных проектов; планирование работ по реализации инноваций, презентация инновационных проектов; осуществление бизнес-планирования инновационных проектов. |
Основы лидерства и командообразования | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «лидерство», «команда», «командообразование»; модели лидерства и их типология; стили лидерства; модели принятия лидерского решения, технологии формирования команды. Формируемые компетенции: анализ и оценка стилей лидерства; оценка условий и последствий реализации различных стилей лидерства; методы и приемы формирования команды. |
Основы академического письма | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятия «академическое письмо», жанры академического письма (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья и др.), основные принципы составления и оформления академических текстов и их презентация. Формируемые компетенции: создание письменных академических текстов различных жанров; оформление письменного текста в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами; умения и навыки составления библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов; навыки аналитической работы с научными источниками; редактирование академических текстов; критическое оценивание письменных работ. |
Организация проектной деятельности | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основы проектной деятельности; технологии проектирования; внедрения и эффективного управления проектами; методы сбора исходных данных и методы проектирования, методы разработки и реализации проектов. Формируемые компетенции: владение методами сбора и анализа информации; конструирование и подготовка проектов; владение инструментами организации проектной деятельности; постановка цели и задач на каждом этапе реализации проекта; разработка способов решения проблемы; применение на практике методов проектирования в профессиональной деятельности. |
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности педагога; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; понятия «информационные системы», «информационные технологии»; теоретические основы, виды и структуры баз данных; возможности сетевых технологий работы с информацией. Формируемые компетенции: использование программного обеспечения в профессиональной деятельности педагога; применение компьютерных и телекоммуникационных средств; навыки работы с информационными справочными системами; использование прикладных программ в профессиональной деятельности; умения использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей. |
Практикум по развитию критического и креативного мышления | БД | 5 | Изучаемые вопросы: природа, структура, функции критического и креативного мышления и методы их формирования; модели критического мышления; методы стимулирования, функции, виды творческого мышления; современное состояние теории принятия решений; понятийное обеспечение процесса принятия решений; инструментарий критического и креативного мышления, необходимый для принятия решений; виды, стратегии и методы принятия решений. Формируемые компетенции: умения отличать критический и креативный способы мышления от иных форм интеллектуальной деятельности; владение методами и приемами креативного мышления; использование различных моделей критического и креативного мышления на практике; осуществление критического анализа ситуации в процессе принятия решений на базе процедур осознания и интерпретации; формулирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам, а также корректное опровержение позиции оппонента. |
Технология профессиональной успешности педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: социальные функции и значимость системы образования, ценностные основы профессиональной деятельности педагога; требования к личностным и профессиональным качествам педагога; нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога; выдающиеся педагоги; траектории развития карьеры, профессиональная этика. Формируемые компетенции: демонстрация способности и готовности разбираться в современных вопросах в области образования, педагогики, процесса воспитания, профессиональной этики; применение принципов и правил профессиональной этики и этикета в профессиональной деятельности; владение и демонстрация индивидуальных особенностей моделирования профессионального имиджа; владение методами профессионального и личностного имиджирования. |
Общая и возрастная психология | БД | 8 | Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы психологии; психические процессы; структура психики; эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности; личность и психические свойства; индивидуальные особенности психики; предмет, задачи и методы возрастной психологии; основные теории, принципы, проблемы, возрастные этапы, закономерности и особенности психического развития детей; роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка. Формируемые компетенции: знание методологических и теоретических основ общей психологии, особенностей и закономерностей протекания психических процессов; знание психологических характеристик личности на каждом из этапов онтогенетического развития; умение использовать понятийный аппарат общей и возрастной психологии; владение навыками проведения психологического исследования; знание основных характеристик возрастного развития личности; владение стратегиями и средствами создания благоприятных условий для поддержания психологического здоровья, благополучия, эффективного и гармоничного развития интеллектуального, личностного, духовного потенциала личности. |
Анатомия, физиология и гигиена школьников | БД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены детей; основные закономерности роста и развития организма детей; возрастная периодизация; развитие регуляторных систем детского организма; строение и функции систем органов здорового ребенка; возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Формируемые компетенции: формирование системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка; умение выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка; знание особенностей влияния факторов среды на здоровье детей; знание основных положений гигиены детей; умение организовывать гигиеническое воспитание детей; владение методами оценки общих гигиенических требований; формирование у детей культурно-гигиенических навыков. |
Основы математики и цифровой грамотности | БД | 5 | Изучаемые вопросы: цель изучения математики; смысл основных математических понятий; значение единиц разряда в десятичной системе счисления; плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; формулы для вычисления периметра, площади квадрата и прямоугольника; правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; арифметические действия над натуральными числами, величинами и связи между ними; простые зависимости между величинами; смысл операций "пересечение" и "объединение" множеств; преобразование процентов в дроби, дробей в проценты; математические символы, арифметические действия и их свойства для написания выражений, преобразования числовых выражений; устные и письменные приемы вычислений над натуральными числами; стандартные и нестандартные единицы измерения величин (длина, площадь, объем, масса, время); инструменты для измерения величин; математический язык и графические модели для записи условий задач; алгоритмы решений уравнений и неравенств; формулы вычисления периметра и площади (квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника); диаграммы Эйлера-Венна для представления отношений между множествами элементов; особенности геометрических фигур; математические задачи и процесс их решения; цифровая грамотность как важный жизненный навык; цифровая грамотность и базовые компетенции личности; компоненты и индекс цифровой грамотности; педагогические аспекты формирования цифровой грамотности; цифровое потребление, компетенции и безопасность; открытые данные, базы данных, визуализация данных. Формируемые компетенции: знание основных математических понятий; приобретение опыта построения и проведения необходимых расчётов в рамках построенных математических моделей; навыки решения математических задач с применением стандартных и нестандартных единиц измерения величин (длина, площадь, объем, масса, время); навыки решения графических задач с применением формул площади, периметра и объема; применение инструментов для измерения величин; знание основных закономерностей информационных процессов в цифровом обществе, компоненты цифровой грамотности, методы и средства поиска, систематизации и обработки цифровой информации. |
Самопознание и познание мира | БД | 5 | Изучаемые вопросы: структура, состав и функции семьи, школьного сообщества; основные социальные функции человека; первоначальные сведения о взаимосвязи "человек – общество"; понятие "безопасность", "здоровье" и их ведущие признаки; особенности личности, семьи, сообществ и общества в целом, их значение и роль в жизни человека; основные виды предметов обихода, их состав, свойства и источники; общие сведения о географии и истории Казахстана; основные традиции и фольклор народа Казахстана; роль и место Казахстана в мире; государственные символы Казахстана; общечеловеческие ценности; правила позитивного и дружеского общения, правила этикета, права и обязанности школьника, правила здорового образа жизни; понимание ребенком гражданской идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу; ценность семьи, малой родины и Отечества; ценности многонационального казахстанского общества; значение государственной символики Казахстана; нормы нравственного поведения человека в обществе; функциональные и структурные особенности разных типов населенных пунктов; важность соответствия мыслей, слов и поступков, ответственность за них; значение национальных традиций, обычаев; роль путешествий в жизни людей и развитии общества; значимость самопознания и саморазвития человека; содержание понятий "труд", "взаимопонимание", "жизнерадостность", "оптимизм", "доброжелательность", "щедрость", "великодушие", "патриотизм", "творчество" и их значимость; необходимость ведения здорового образа жизни; значение природы как источника жизни; важность бережного отношения к природе; выполнение учебных заданий и работ творческого, познавательного, исследовательского, проектировочного характера; личный опыт и знания в сфере путешествий, простых финансовых отношений; знания о здоровом образе жизни, личной гигиене, питании и режиме дня; элементарные знания в оказании первой доврачебной помощи; собственный и общественный опыт в адаптации к окружающему миру; правила этикета; правила общения для поддержания позитивных, дружеских взаимоотношений в семье и коллективе; положение Казахстана в мире; факторы развития личности, семьи, школьного сообщества; значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека; факторы здоровья и безопасности; проявления человеческих чувств и поступки людей, их причины и следствия; собственное эмоциональное состояние; модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах; собственные проекты по безопасности жизнедеятельности, организации путешествий; решения по собственному духовно-нравственному развитию. Формируемые компетенции: знания в рамках системы "Человек-общество", усвоение знаний о казахстанском обществе и социальном окружении на всех уровнях; формирование личностного, общественного, национального самосознания и патриотизма. |
Тьюторство в инклюзивном образовании | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятие о тьюторстве; цель, задачи и компетенции тьютора в инклюзивном образовании; этапы организации тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики; теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; инклюзивная образовательная среда; педагогические условия и технологии инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание основных характеристик тьюторства в инклюзивном образовании; владение навыками организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; умение осуществлять выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования. |
Основы коррекционной педагогики | БД | 6 | Изучаемые вопросы: объект, предмет, задачи и основные понятия коррекционной педагогики; общие вопросы коррекционной педагогики; принципы коррекционно-педагогической деятельности; коррекционно-педагогическая деятельность как сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление; положения коррекционной работы как особой формы психолого-педагогического воздействия; специальная педагогика как одна из отраслей педагогической науки; научные основания специального образования; содержание коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Формируемые компетенции: знание сущности, содержания и структуры коррекционной педагогики; овладение базовыми понятиями коррекционной педагогики; умение определять ключевые факторы и основные этапы развития современной педагогической системы специального образования; знание особенностей индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями. |
Основы русского (казахского) языка | БД | 5 | Изучаемые вопросы: введение в дисциплину "Основы русского (казахского) языка"; основное содержание беседы, прочитанного или услышанного текста; понятие, виды дискуссии и ее организация; речевые нормы; синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением; приемы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов; эмоционально-окрашенные средства выразительности; тексты различных типов, жанров и стилей, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы; тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц). Формируемые компетенции: знание основных норм, понятий и категорий русского (казахского) языка; владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; владение навыками деловой письменной и устной речи на русском (казахском) языке. |
Детская литература с практикумом по литературному чтению | БД | 7 | Изучаемые вопросы: детская литература как часть всеобщей литературы: предмет и задачи детской литературы, ее специфика; жанровые особенности детской литературы; структура и содержание художественного текста; произведения устного народного творчества и детской литературы, анализ характера героев произведений; понятие о художественных и нехудожественных текстах; определение основной идеи и композиции художественных произведений; изобразительно-выразительные средства, использованные автором для создания образа; чтение текстов с использованием определенных видов и стратегий чтения; прогнозирование хода событий в произведениях; определение типов текста (описание, повествование и рассуждение); выразительное чтение рассказов/стихотворений; определение общечеловеческих ценностей в произведениях художественной литературы; применение различных приемов пересказа содержания художественных произведений; рассуждение по поводу прочитанного и услышанного; составление связных, логичных, аргументированных высказываний в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой; анализ представлений о духовно-нравственных ценностях на основе прочитанной, услышанной информации. Формируемые компетенции: знания о методах и приемах формирования навыка чтения в начальных классах; умение анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров; владение теоретическими знаниями о специфических особенностях детской литературы; овладение навыком критически оценивать творчество писателей; овладение навыками обучения чтению детей в начальных классах; овладение современными приемами диагностики и совершенствования литературного образования младших школьников в учебной деятельности. |
Литературное образование и чтение в начальных классах | БД | 7 | Изучаемые вопросы: современное понятие о литературном образовании детей; основные функции литературного образования детей; устное народное творчество; основные жанры произведений; методика работы над текстом. Формируемые компетенции: овладение представлениями о целях и задачах литературного образования детей, об основных требованиях к процессу организации процесса литературного образования в начальных классах; знание жанровой системы детского фольклора и литературы; навыки анализа художественных произведений разных жанров и приемы работы с произведениями разных стилей; умение анализировать художественную форму и содержание произведений детской литературы; владение навыками работы со справочными изданиями, посвященными творчеству детских писателей и кругу детского чтения; овладение способами организации образовательного процесса на уроках литературного чтения. |
Методика обучения русскому (казахскому) языку в начальных классах | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: основные особенности методики преподавания русского (казахского) языка как науки, ее предмет, задачи, содержание, методы и приемы обучения; общедидактические принципы обучения детей русскому (казахскому) языку; типы занятий при обучении казахскому (русскому) языку; реализация различных методических приемов с учетом уровня усвоения знаний детьми на основе видов речевой деятельности; методика формирования орфографических навыков; лингвистические и методические основы совершенствования речевой деятельности младших школьников. Формируемые компетенции: знание и практические навыки в области преподавания казахского (русского) языка в начальных классах; владение основными методическими принципами обучения русскому (казахскому) языку. |
Теория и методика физического воспитания в начальных классах | БД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, методологическая и естественно-научная основы теории и методики физического воспитания в начальных классах; формирование представлений о роли физической культуры в жизни человека; методы исследования в методике физического воспитания детей; задачи и средства физического воспитания и развития детей; организация работы по физическому воспитанию в начальных классах; связь семьи и школы в работе по физическому воспитанию; методика обучения спортивным играм и упражнениям. Формируемые компетенции: формирование научного мировоззрения и представления о теоретических основах физического воспитания и развития детей; овладение методикой физического воспитания и развития детей; знание закономерностей формирования двигательных умений и навыков; умение осуществлять методическое руководство физическим воспитанием в начальных классах; умение анализировать разнообразные системы и теории физического воспитания; овладение современными технологиями физического воспитания детей. |
Методика преподавания самопознания и познания мира | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: характеристика дисциплины как отрасль педагогической науки и учебного предмета; принципы и подходы к построению учебной дисциплины "Самопознание и познание мира"; методика формирования и развития пропедевтических знаний в рамках системы "Человек – Общество"; методы обучения дисциплины "Самопознание и познание мира"; система организационных форм преподавания дисциплины. Формируемые компетенции: знание методики преподавания дисциплины " Самопознание и познание мира"; предмет, объект, цель, задачи и место дисциплины "Самопознание и познание мира" в системе начального образования; знание характеристики и методики использования разнообразных средств обучения; владение определять системы представлений, понятий по программе курса, раздела, темы определенного урока. |
Психология общения и управление конфликтами | БД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения; функции общения; структура общения; виды общения; модели общения; вербальные и невербальные средства общения; уровни общения; социальная природа конфликтов; причины конфликтов; типы конфликтов; динамика и механизмы конфликта; управление конфликтами в организационной системе. Формируемые компетенции: применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; владение приемами межличностной, межкультурной, межэтнической и деловой коммуникации; выявление причин конфликтов; управления конфликтным процессом и своим поведением в конфликте; анализ конфликтных ситуаций; использование знаний в области управления конфликтами на практике для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления; организация переговоров и использование различных технологий переговорного процесса в практической деятельности. |
Организация воспитательной и культурно-досуговой деятельности детей | БД | 5 | Изучаемые вопросы: цель и задачи воспитательной работы в начальных классах; воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды; особенности воспитательной работы в формировании ученического коллектива; досуг как социально- культурное явление; сущность, функции и методологические основы культурно-досуговой деятельности детей; разновидности организации досуга; психолого-педагогические основы культурно-досуговой деятельности; понятие о технологии и методике культурно-досуговой деятельности; коллективное творческое дело, праздничные и конкурсные мероприятия; кружковая работа в начальных классах. Формируемые компетенции: знание сущности, цели и задач воспитательной работы; умения и навыки планирования воспитательной работы в начальных классах; навыки формирования детского коллектива и диагностирования его состояния; знание основных направлений организации досуга; умение применять на практике методы и техники организации досуга; владение алгоритмом и методами организации культурно-досуговой деятельности; владение навыками организации совместных мероприятий и индивидуального досуга детей в соответствии с возрастными нормами их развития. |
Методика музыкального воспитания детей | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основы музыкальной грамоты; правила исполнения песен и слушания музыки; основные виды, жанры и стили казахской традиционной музыки; наименование и классификация музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра; виды хоров и оркестров; лучшие образцы и известные исполнители казахской традиционной и классической музыки, музыка композиторов Казахстана и музыка народов мира; базовые компьютерные музыкальные программы; роль музыки в жизни человека; взаимосвязь музыки с другими видами искусства; традиционная музыка как отражение культуры казахского народа и других народов мира; основополагающая роль народной музыки в композиторской музыке; основы музыкальной грамоты для передачи чувств, настроения при пении, игре на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, хоре/оркестре, для создания простых сочинений, импровизаций, творческих проектов, в том числе с использованием компьютерных музыкальных программ; виды, стили и жанры музыки при объяснении музыкальных явлений, явлений окружающей действительности через язык звуков; особенности музыкальных инструментов народного и симфонического оркестров; различные звуки и звуковые эффекты для сочинения и импровизации собственных музыкально-творческих работ. Формируемые компетенции: формирование навыков, необходимых для осуществления музыкального воспитания детей; знание теоретических основ музыкального воспитания и обучения детей; умение изучать, анализировать, оценивать традиционные и современные технологии музыкального образования детей; владеть основными профессионально значимыми умениями и навыками в области организации и управления педагогическим процессом музыкального развития; умение создавать условия для развития музыкальных умений у детей. |
Методическая деятельность учителей начальных классов | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: понятие, задачи, сущность, функции, содержание и система методической работы в начальных классах; методическое обеспечение работы в начальных классах; аналитико-прогностическая деятельность педагога начальных классов; сущность и принципы планирования как функции управления в школе; функция контроля в управленческой деятельности педагога начальных классов; технологии методической работы в начальных классах. Формируемые компетенции: владение системой знаний о методической деятельности учителя начальных классов; умение проектировать и планировать образовательно-воспитательную работу в начальных классах; владеть методологическими подходами к отбору содержания, форм, методов методической и педагогической работы в начальных классах. |
Учебная практика [ПМ] | БД | 2 | Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в области образования, формирование устойчивого интереса к профессии педагога, профессиональную ориентацию. |
Психолого-педагогическая практика [ПМ] | БД | 4 | Психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; установления и укрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин модуля общепрофессиональных компетенций 2. |
Педагогическая практика [ПМ] | БД | 5 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков обучения грамоте, методики преподавания художественного труда, обучения русскому (казахскому) языку, методики физического воспитания в начальных классах; овладение навыками информационно-коммуникационных технологий, в том числе при решении професиональных задач. |
Производственно-педагогическая практика 1 [ПМ] | БД | 10 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков в области методики преподавания естественнонаучных дисциплин. |
Преддипломная практика [ПМ] | ПД | 5 | Преддипломная практика направлена на систематический сбор материалов по теме дипломной работы. |
Производственно-педагогическая практика 2 [ПМ] | ПД | 5 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков организации учебной, методической, культурно-досуговой, воспитательной внеклассной деятельности; совершенствование навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе при решении професиональных задач. |
Написание и защита дипломной работы/проекта [ПМ] | Дополнительный цикл дисциплин | 12 |