Образовательная программа 6В01901-«Дефектология» разработана для подготовки кадров в области педагогических наук в рамках направления подготовки специалистов по специальной педагогике.
Целью образовательной программы 6В01901-«Дефектология» является подготовка специалиста, по специальной педагогике новой формации, обладающего практическими навыками и лидерскими качествами, способного решать научно-педагогические, производственно-технологические задачи для осуществления коррекционно-педагогической, воспитательной, развивающей, консультативной, диагностико-аналитической деятельности в учреждениях образования и здравоохранения.
Образовательная программа спроектирована таким образом, что позволяет адаптировать ее под индивидуальные потребности каждого конкретного обучающегося в рамках образовательных стандартов.
Особенности образовательной программы:
- Образовательная программа по дефектологии акцентирует внимание на практических навыках и опыте работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Обучающимся предоставляются возможности для стажировок, практик и прохождения практических занятий в специализированных учреждениях.
- Одной из ключевых задач программы дефектологии является подготовка обучающихся к коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, с целью их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Основные задачи образовательной программы- формирование общеучебных знаний, умений и навыков и системы знаний по дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом образования;
- использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения предметам, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- формирование основных профессиональных компетенций у будущих специалистов;
- создание предпосылок для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов;
- умение работать с научно-технической информацией
- использование отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать полученную информацию;
- умение организовать работу постоянно действующего психолого-медико-педагогического консилиума для проведения комплексного обследования обучающихся, определения необходимой им психолого-педагогической помощи;
- обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка,
- создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы;
- умение привлекать родителей (законных представителей) ребенка к участию в коррекционно-развивающем процессе.
Ключевые компетенции по образовательной программе-Владение коммуникативными навыками в процессе проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий; умение установить контакт с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, владение вербальными и невербальными способами общения;
Способность проводить анализ эффективности методической работы, проводимой с обучающимися; формирование выводов по качеству взаимодействия участников образовательного процесса;
Способность аналитически проводить поиск и обор информации для повышения уровня самообразования в области коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта; строить процесс самоконтроля и самоанализа.
Виды профессиональной деятельностиПедагогическая;
Организационно-управленческая;
Информационно-аналитическая;
Проектная, методическая;
Научно-исследовательская.
Перспективы трудоустройства специалистовДошкольные организации всех типов;
Общеобразовательные, частные, специальные, дошкольные и школьные организации образования;
Реабилитационные центры;
Кабинеты коррекции;
Психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк), кабинеты раннего вмешательства;
Учреждения социальной направленности (органы социального обеспечения, поддержки и помощи безработных, малообеспеченных, нетрудоспособных, трудоспособных с ограничением);
Учреждения, связанные с проблемами воспитания и развития подрастающего поколения в общественной среде;
Учреждения здравоохранения;
Научно-исследовательские организации.
Наименование организации по которым реализуется дуальное обучениеКГУ "Школа-гимназия №1 им. А.С.Пушкина";
ОСШ №17 М.Ю.Лермонтов
Частная гимназия Торжан
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Педагогическая деятельность и первичное дефектологическое обследование
Коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка
Оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка
Продвинутые навыки работы с персональным компьютером, офисной техникой и программным обеспечением в профессиональной области
Авторская методика многоуровневого изучения иностранных языков
Трансформация персональных ценностей и личной мотивации. Адаптация к стрессам. Приобщение к здоровому образу жизни. Культурное и духовное развитие
СПИКЕРЫ И МЕНТОРЫ
Шоманбаева АльмираКандидат психологических наук, доцент член корреспондент международной академии психологических наук (МАПН) РФ, сертифицированный тренер - НЛП практик, гештальтпсихология, арт-терапия, психодрама
Кыстаубаева ДанаБизнес тренер компании Super Ego
Искакова ЛаураДиректор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Туркестанской области, профессор, доктор педагогических наук
Абилдаева ГульназМагистр педагогических наук, директор школы-гимназии №1 имени А.С.Пушкина
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы"
АО "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу"
Школа-гимназия №1 имени А.С.Пушкина
Төржан частная гимназия
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Дошкольные учреждения
Школы
Колледжи
Научно-исследовательские центры
Образовательные центры
Социальные службы
Психологические центры
ДОХОД
От 97 000 до 350 000 ₸
КАК ПОСТУПИТЬ
На базе школы
- Документы:
ЕНТ, удостоверение личности
- Вступительные испытания:
Специальный экзамен
- Срок обучения:
От 3 летВторое высшее
- Документы:
Диплом, удостоверение личности
- Вступительные испытания:
Собеседование, Специальный экзамен
- Срок обучения:
От 1 года 8 месяцевНа базе ТиПО (Колледж)
- Документы:
ЕНТ, удостоверение личности
- Вступительные испытания:
Специальный экзамен
- Срок обучения:
От 2 лет 6 месяцев
Название дисциплин | Цикл дисциплины | ECTS | Краткое описание дисциплин |
Казахский (русский) язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского
языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная,
деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода;
правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета;
правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового,
научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Иностранный язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского
языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная,
деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и
пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного
поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Казахский (русский) язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского
языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная,
деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода;
правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета;
правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового,
научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Иностранный язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского
языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная,
деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и
пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного
поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Современная история Казахстана | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, цель и задачи курса «Современная история
Казахстана»; основные этапы истории современного Казахстана и их характеристика;
исторические основы и периоды становления независимой казахстанской государственности в
контексте всемирного и евразийского исторического процесса; реализация советской модели
государственного строительства в Казахстане; экономические и политические реформы в
Казахстане во второй половине ХХ в.; становление и развитие независимого Казахстана. Формируемые компетенции: умения соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического процесса посредством критического, ретроспективного, сравнительно-исторического анализа; анализ исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана; умения и навыки работы с историческими источниками; оценка и характеристика исторических событий и явлений; объяснение причинно-следственных связей событий и явлений; умения логически мыслить, свободно дискутировать и отстаивать собственное мнение, объяснять смысл и значение основных исторических понятий. |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | ООД | 8 | Изучаемые вопросы: основные категории политологии, социологии, культурологии и
психологии; социально-этические ценности общества; социальные, политические, культурные,
психологические институты общества в контексте их роли в модернизации казахстанского
общества и принципы их функционирования. Формируемые компетенции: объяснение и интерпретация понятий, идей, теорий социологии, политологии, культурологии, психологии; описание, анализ актуальных проблем современного казахстанского общества, социальных процессов; анализ особенностей социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; проектирование перспектив развития казахстанского общества, решения социальных, политических, личностных проблем, межличностных и социальных конфликтов; выражение собственного мнения по вопросам, имеющим социальную значимость; генерирование идей по вопросам социально-политического развития общества и презентация их. |
Философия | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: категории философии, философское понимание и осмысление роли
и места образования, науки, техники, технологий, человека, искусства, свободы, культуры,
религии в обществе, методы научного познания, эволюция философской мысли от древности до
современности. Формируемые компетенции: понимание и объяснение специфики философского осмысления действительности; интерпретация и обоснование содержания и специфических особенностей мифологического, религиозного и научного мировоззрения; демонстрация методов научного и философского познания мира в осуществлении проектной и исследовательской деятельности; аргументирование собственной позиции по отношению к актуальным философским вопросам, глобальным проблемам современного общества. |
Физическая культура 1 | ООД | 2 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов:
значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и
спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его
составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования
физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания
на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Физическая культура 2 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов:
значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и
спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его
составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования
физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания
на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Физическая культура 3 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов:
значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и
спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его
составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования
физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания
на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Экология и безопасность жизнедеятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и задачи экологии; понятия экосистемы и биосферы;
круговорот веществ и поток энергии в экосистемах; глобальные проблемы человечества;
законодательные меры по охране природы; условия возникновения экологически опасных и
чрезвычайных ситуаций, закономерности их проявления; классификация, характеристика и
прогнозирование ЧС; разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от
негативных воздействий, первая медицинская помощь и др. Формируемые компетенции: оценка воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека; идентификация основных опасностей среды обитания человека; выбор методов защиты от опасностей; владение способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; умение оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь; эффективное действие при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций и ЧС; определение симптомов состояния организма человека при травмах; правильное применение средств медицинской аптечки. |
Основы права | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: право и его место в системе социального регулирования;
основные формы (источники) права; правовые нормы и правоотношения; правомерное поведение и
правонарушения; основы правового статуса человека и гражданина РК, основные отрасли права и
др. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права; ведение полемики в правовом поле. |
Основы антикоррупционной культуры | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность коррупции как социального и правового явления;
проявление коррупции в общественной жизни; мера морально-нравственной и правовой
ответственности за коррупционные правонарушения; действующее законодательство в области
противодействия коррупции; профилактика правонарушений. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права и антикоррупционной культуры; ведение полемики в правовом поле. |
Основы экономики и предпринимательства | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и значение экономики в жизни общества; законы
производства, обмена и распределения материальных благ; теоретические основы
функционирования рыночной экономики; основы экономики предприятия; содержание и суть
предпринимательства; виды и формы предпринимательской деятельности. Формируемые компетенции: применение экономических знаний в конкретных ситуациях; осуществление экономических расчётов; определение собственных возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование знаний основ предпринимательства для организации своего дела; разработка бизнес-плана; готовность к созданию предпринимательской единицы и организация ее деятельности. |
Основы инноватики и инновационной деятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «инновации», «инновационная деятельность»,
«инновационный проект»; классификация инноваций; факторы, определяющие инновационную
деятельность; источники инновационных идей; приоритеты инновационной политики на различных
уровнях управления экономикой; основные модели инновационного развития. Формируемые компетенции: анализ и оценка инновационных проектов; планирование работ по реализации инноваций, презентация инновационных проектов; осуществление бизнес-планирования инновационных проектов. |
Основы лидерства и командообразования | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «лидерство», «команда»,
«командообразование»; модели лидерства и их типология; стили лидерства; модели принятия
лидерского решения, технологии формирования команды. Формируемые компетенции: анализ и оценка стилей лидерства; оценка условий и последствий реализации различных стилей лидерства; методы и приемы формирования команды. |
Основы академического письма | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятия «академическое письмо», жанры академического письма
(аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья и др.), основные принципы составления и
оформления академических текстов и их презентация. Формируемые компетенции: создание письменных академических текстов различных жанров; оформление письменного текста в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами; умения и навыки составления библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов; навыки аналитической работы с научными источниками; редактирование академических текстов; критическое оценивание письменных работ. |
Организация проектной деятельности | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основы проектной деятельности; технологии проектирования;
внедрения и эффективного управления проектами; методы сбора исходных данных и методы
проектирования, методы разработки и реализации проектов. Формируемые компетенции: владение методами сбора и анализа информации; конструирование и подготовка проектов; владение инструментами организации проектной деятельности; постановка цели и задач на каждом этапе реализации проекта; разработка способов решения проблемы; применение на практике методов проектирования в профессиональной деятельности. |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и тенденции развития
информационно-коммуникационных технологий; методы сбора, хранения и обработки информации,
способы реализации информационных и коммуникационных процессов; концептуальные основы
архитектуры компьютерных систем, операционных систем и сетей; архитектура компьютерных
систем и сетей, назначение и функции основных компонентов; концепции разработки сетевых и
веб приложений, инструментов обеспечения информационной безопасности. Формируемые компетенции: навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе и других целей; обосновывание выбора наиболее приемлемой технологии для решения конкретных задач; умения пользоваться информационными Интернет ресурсами, облачными и мобильными сервисами для поиска, хранения, обработки и распространения информации; умения применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем и сетей для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализ и обосновывание выбора методов и средств защиты информации; умения разрабатывать инструменты анализа и управления данными для различных видов деятельности; осуществление проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий. |
Информационные технологии в профессиональной деятельности специального педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: состав, функции информационных и телекоммуникационных
технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности педагога; основные
правила и методы работы с пакетами прикладных программ; понятия «информационные системы»,
«информационные технологии»; теоретические основы, виды и структуры баз данных; возможности
сетевых технологий работы с информацией. Формируемые компетенции: использование программного обеспечения в профессиональной деятельности педагога; применение компьютерных и телекоммуникационных средств; навыки работы с информационными справочными системами; использование прикладных программ в профессиональной деятельности; умения использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей. |
Ораторское искусство | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основной категориальный аппарат ораторского искусства;
история ораторского искусства; стратегии и тактики эффективных речевых коммуникаций;
алгоритм создания эффективного публичного сообщения; дискуссия и полемика. Формируемые компетенции: умения доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время общения и выступления; владение голосом и выразительностью речи; управление вниманием слушателей; умения отвечать на неожиданные вопросы, эффективно убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей; владение методами и техниками анализа речевого поведения партнера, способами самоконтроля. |
Практикум по развитию критического и креативного мышления | БД | 5 | Изучаемые вопросы: природа, структура, функции критического и креативного
мышления и методы их формирования; модели критического мышления; методы стимулирования,
функции, виды творческого мышления; современное состояние теории принятия решений;
понятийное обеспечение процесса принятия решений; инструментарий критического и креативного
мышления, необходимый для принятия решений; виды, стратегии и методы принятия решений. Формируемые компетенции: умения отличать критический и креативный способы мышления от иных форм интеллектуальной деятельности; владение методами и приемами креативного мышления; использование различных моделей критического и креативного мышления на практике; осуществление критического анализа ситуации в процессе принятия решений на базе процедур осознания и интерпретации; формулирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам, а также корректное опровержение позиции оппонента. |
Технология профессиональной успешности педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: социальные функции и значимость системы образования,
ценностные основы профессиональной деятельности педагога; требования к личностным и
профессиональным качествам педагога; нормативно-правовые документы, регулирующие
деятельность педагога; выдающиеся педагоги; траектории развития карьеры, профессиональная
этика. Формируемые компетенции: демонстрация способности и готовности разбираться в современных вопросах в области образования, педагогики, процесса воспитания, профессиональной этики; применение принципов и правил профессиональной этики и этикета в профессиональной деятельности; владение и демонстрация индивидуальных особенностей моделирования профессионального имиджа; владение методами профессионального и личностного имиджирования. |
Учебная практика [ДФ] | БД | 2 | Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в специальных образовательных учреждениях, формирование устойчивого интереса к профессии дефектолога, профессиональную ориентацию. |
Общая и возрастная психология | БД | 8 | Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы психологии; психические процессы;
структура психики; эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности; личность и
психические свойства; индивидуальные особенности психики; предмет, задачи и методы
возрастной психологии; основные теории, принципы, проблемы, возрастные этапы, закономерности
и особенности психического развития детей; роль общения и деятельности в психическом
развитии ребенка. Формируемые компетенции: знание методологических и теоретических основ общей психологии, особенностей и закономерностей протекания психических процессов; знание психологических характеристик личности на каждом из этапов онтогенетического развития; умение использовать понятийный аппарат общей и возрастной психологии; владение навыками проведения психологического исследования; знание основных характеристик возрастного развития личности; владение стратегиями и средствами создания благоприятных условий для поддержания психологического здоровья, благополучия, эффективного и гармоничного развития интеллектуального, личностного, духовного потенциала личности. |
Анатомия, физиология и гигиена школьников | БД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены детей;
основные закономерности роста и развития организма детей; возрастная периодизация; развитие
регуляторных систем детского организма; строение и функции систем органов здорового ребенка;
возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей; основы гигиены детей;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных
этапах онтогенеза; особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Формируемые компетенции: формирование системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка; умение выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка; знание особенностей влияния факторов среды на здоровье детей; знание основных положений гигиены детей; умение организовывать гигиеническое воспитание детей; владение методами оценки общих гигиенических требований; формирование у детей культурно-гигиенических навыков. |
Педагогика | БД | 5 | Изучаемые вопросы: педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции
педагогики; категориальный аппарат педагогики; дидактические концепции и принципы обучения;
образование как педагогический процесс; формы и средства обучения; сущность, виды воспитания
и его место в целостной структуре образовательного процесса; теоретические и методические
основы воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности. Формируемые компетенции: знание теоретических основ обучения и воспитания; владение приемами анализа и разработки программ обучения и воспитания; знание общих принципов дидактики и способы их реализации в предметных методиках обучения; приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса; умение применять полученные педагогические знания в учебной и профессиональной деятельности. |
Психолого-педагогическая практика [ДФ] | БД | 4 | Психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; установления и укрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин модуля общепрофессиональных компетенций 2. |
Специальная педагогика | БД | 5 | Изучаемые вопросы: теория и история специальной педагогики; сущность,
содержание, структура образовательных процессов и систем, педагогические технологии и
инновационные процессы в сфере специального образования; принципы и методы педагогической
коррекции нарушений здоровья детей; общие методические аспекты обучения, модели специального
и интегрированного образования. Формируемые компетенции: формирование профессиональных компетенций обучающихся в области профессиональной деятельности; ориентирование в современных проблемах специального (коррекционного) образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; определение педагогических возможностей различных методов, приемов,методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии. |
Основы дефектологии | БД | 5 | Изучаемые вопросы: объект, предмет, задачи и основные понятия дефектологической
науки; особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
общая характеристика детей с особыми образовательными потребностями; работа с семьей,
воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями; значение дифференцированного
подхода к определению индивидуальной траектории обучения ребенка с проблемами в развитии;
особенности детей с нарушениями интеллектуального развития; особенности детей с сенсорными
нарушениями; особенности детей с речевыми нарушениями; особенности детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; особенности детей с нарушениями поведения, комплексными
дефектами. Формируемые компетенции: формирование понятия дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями; знание основных классификаций нарушений развития; знание особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями; умение пользоваться основным категориальным аппаратом специальной педагогики и психологии; навыки формирования взаимоотношений с детьми с особыми образовательными потребностями. |
Специальная психология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основные положения специальной психологии, методики обучения
и воспитания лиц с ограниченными возможностями, средства разрешения междисциплинарных и
профессиональных ситуаций; методы проведения специальных психолого-педагогических
исследований; закономерности психического развития при различных отклонениях в развитии. Формируемые компетенции: навыки выявления закономерностей психического развития аномального ребенка; умения психологически обосновывать наиболее эффективные пути и методы психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений. |
Инклюзивное образование | БД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и теоретико-методологические основы инклюзивного
образования; нормативно-правовое обеспечение, условия, модели и формы инклюзивного
образования; психологические основы инклюзивного образования детей с особыми
образовательными потребностями; психологические приёмы оптимизации инклюзивного
образовательного процесса; программно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание концептуальных основ инклюзивного образования; владение навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в начальных классах; умение пользоваться основным категориальным аппаратом инклюзивного образования; владение способами обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. |
Тьюторство в инклюзивном образовании | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятие о тьюторстве; цель, задачи и компетенции тьютора в
инклюзивном образовании; этапы организации тьюторского сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики; теоретические основы
психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
инклюзивная образовательная среда; педагогические условия и технологии инклюзивного
образования. Формируемые компетенции: знание основных характеристик тьюторства в инклюзивном образовании; владение навыками организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; умение осуществлять выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования. |
Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями | БД | 6 | Изучаемые вопросы: методы выявления обучающихся с трудностями адаптации;
определение особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями;
определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными особенностями; оказание консультативной и методической помощи родителям
детей с особыми образовательными потребностями. Формируемые компетенции: формирование представления о моделях социально-образовательной интеграции обучения в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса; изучение психолого-педагогических особенностей развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования. |
Арттерапевтические методики с детьми с особыми образовательными потребностями | БД | 6 | Изучаемые вопросы: общие представления о сущности, генезисе и онтологическом
статусе современной арттерапии; общие представления о содержании, методах и механизме
арттерапевтического воздействия; профессиональная компетенция в вопросах осуществления
коррекционного воздействия средствами арттерапии в условиях образовательных учреждений. Формируемые компетенции: формирование понимания цели, задач, содержания и методики использования игры и художественных видов искусства как эффективных средств коррекции в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. |
Основы невропатологии | БД | 5 | Изучаемые вопросы: структура и функции, а также болезни нервной системы;
этиология заболеваний нервной системы; патогенез заболеваний нервной системы; клинические
проявления поражений центральной и периферической нервных систем; эпидемиологические
заболевания; методы диагностики, лечения и профилактики, а также принципы организации
специальной медицинской помощи при неврологической патологии. Формируемые компетенции: знания о клинике, диагностике и терапии наиболее распространенных заболеваний нервной системы детского возраста; изучение методов клинической диагностики неврологической патологии детского возраста. |
Нарушение устной и письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями | БД | 7 | Изучаемые вопросы: фонетическая система языка; фонематическое восприятие и
первоначальный звуковой анализ и синтез; автоматизация слухопроизносительных умений и
навыков в различных ситуациях; развитие связной речи; работа над моторикой; развитие навыков
письменной речи у детей с нарушениями интеллекта. Формируемые компетенции: формирование компетенций по проектированию модели инклюзивного образования в нормативно-правовом, организационно-педагогическом, ценностном аспектах; формирование навыков проектирования адаптированных образовательных программ; овладение навыками по формирования устной и письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями. |
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями | БД | 7 | Изучаемые вопросы: основные направления работы, условия и средства формирования
правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей с особыми
образовательными потребностями различных возрастных групп; способы организации эффективных
условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей с особыми
образовательными потребностями, эффективное усвоение ими содержания образования. Формируемые компетенции: знание необходимости и сущности инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в контексте стратегии гуманизации образования, психолого-педагогических основ, моделей и содержания. |
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: организационно-педагогические и дидактические особенности
преподавания математики в специальной школе для детей с интеллектуальными нарушениями;
специфика использования методов и приёмов обучения математике в специальной школе и
особенности построения учебной программы по математике. Формируемые компетенции: знание содержания учебной дисциплины «Математика» для детей с особыми общеобразовательными потребностями и методики ее преподавания; владение методикой изучения арифметических действий; формирование вычислительных приемов; владение методикой изучения величин; анализирование программ и учебников по математике для детей с особыми общеобразовательными потребностями. |
Олигофренопсихология | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии;
закономерности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью; основные
принципы психологического исследования детей с отклонениями в развитии;
психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью. Формируемые компетенции: навыки планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями; навыки психологического исследования детей с отклонениями в развитии. |
Олигофренопедагогика | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: олигофренопедагогика как педагогическая наука; обучение,
воспитание и развитие детей с интелектуальными нарушениями; содержание
образовательно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для
умственно отсталых детей. Формируемые компетенции: знание форм и методов обучения в образовательных учреждениях для умственно отсталых детей; умения обучать и воспитывать детей с интеллектуальными нарушениями. |
Теория и методика воспитательной работы в специальной школе | БД | 5 | Изучаемые вопросы: ключевые компетенции в осуществлении воспитательной
деятельности в специальной школе; воспитательная работа классного руководителя в специальных
образовательных учреждениях, ее содержание и методика; планирование и проведение
воспитательной работы с детьми, обучающимися в специальных учреждениях образования. Формируемые компетенции: формирование научного мировоззрения и представления о теоретических основах воспитания и развития детей в специальных образовательных учреждениях; овладение методикой воспитания и развития детей в специальных образовательных учреждениях; знание закономерностей формирования двигательных умений и навыков; умение осуществлять методическое руководство воспитанием в специальной школе; умение анализировать разнообразные системы и теории воспитания;овладение современными технологиями воспитания детей в специальной школе. |
Педагогическая практика [ДФ] | БД | 5 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков обучения специальной методики преподавания изобразительной деятельности, обучения специальной методики ознокомления детей с окружающим миром, овладение навыками информационно-коммуникационных технологий, в том числе при решении професиональных задач в специальных образовательных учреждениях. |
Написание и защита дипломной работы/проекта [ДФ] | Дополнительный цикл дисциплин | 12 | |
Преддипломная практика [ДФ] | ПД | 5 | Преддипломная практика направлена на систематический сбор материалов по теме дипломной работы. |
Психология развития детей с особыми образовательными потребностями | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: системный анализ психологических явлений детей с особыми
общеобразовательными потребностями; теоретические и практические умения, способствующие
профессиональной и психологической подготовке; предмет и задачи психологии развития детей с
особыми общеобразовательными потребностями; общее понятие о психике; понятие
чувствительности; стадии развития психики. Формируемые компетенции: формирование представлений об особенностях деятельности по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с особыми образовательными потребностями | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: определение диагностических и прогностических показателей
психического и психофизического развития детей с ограниченными возможностями; методы и
приемы психолого-педагогического обследования и организации профессиональной деятельности
детей с ограниченными возможностями. Формируемые компетенции: навыки психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности; формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей. |
Производственно-педагогическая практика 2 [ДФ] | ПД | 5 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков коррекционно-развивающего обучения; совершенствование навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе при решении профессиональных задач. |
Специальная методика ознакомление детей с окружающим миром | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: специализированные методики ознакомления детей с
ограниченными возможностями с окружающим миром, исходя из особенностей нарушения здоровья
детей; расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества
и природном окружении; методики повышения адаптивных возможностей детей благодаря улучшению
их социальной ориентировки. Формируемые компетенции:формирование профессиональной компетентности на основе освоения теоретических знаний и практических умений в области экологического воспитания детей с ограниченными возможностями. |
Производственно-педагогическая практика 1 [ДФ] | ПД | 10 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения детей с сособыми образовательнымип потребностями. |
Психология общения и управление конфликтами | БД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность общения; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; функции общения; структура общения; виды общения; модели
общения; вербальные и невербальные средства общения; уровни общения; социальная природа
конфликтов; причины конфликтов; типы конфликтов; динамика и механизмы конфликта; управление
конфликтами в организационной системе. Формируемые компетенции: применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; владение приемами межличностной, межкультурной, межэтнической и деловой коммуникации; выявление причин конфликтов; управления конфликтным процессом и своим поведением в конфликте; анализ конфликтных ситуаций; использование знаний в области управления конфликтами на практике для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления; организация переговоров и использование различных технологий переговорного процесса в практической деятельности. |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: общие и специальные закономерности психического развития
детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья; гуманистические
взгляды по отношению к детям с особыми общеобразовательными потребностями. Формируемые компетенции: овладение навыками психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. |
Основы логопедии | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основные направления работы логопеда:
психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в
психическом развитии детей, их успешности в освоении программы; планирование
коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов. Формируемые компетенции: формирование профессиональных компетенций в области логопедических технологий обследования и коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями; овладение навыками отбора дидактических средств логопедии. |
Логопсихология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: классификация речевых нарушений; психологические особенности
лиц с речевыми нарушениями; принципы, методы и приемы психокоррекционной работы с детьми с
речевыми нарушениями; методы изучения психики детей с речевыми нарушениями. Формируемые компетенции: формирование представления об индивидуально топологических особенностях лиц с речевыми нарушениями различного генеза. |
Сенсорное воспитание детей с особыми образовательными потребностями | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: методики сенсорного развития детей с ограниченными
возможностями для обогащения чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы: зрение, слух, кинестическое восприятие. Формируемые компетенции: организация сопровождения детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта; формирование образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников. |
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: коррекционная работа на уроках обучения изобразительной
деятельности в специальной школе; возможности изобразительной деятельности в коррекционных
целях в логопедической работе; образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная
адаптация детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях. Формируемые компетенции: формирование готовности к реализации методик обучения и воспитания в области изобразительной деятельности в системе специального (дефектологического) образования. |
Специальная методика коррекционно-развивающего обучения | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: требования к условиям сохранения здоровья детей, коррекции
отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом
индивидуальных способностей, потребностей обучающихся; комплексный
(психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности; методики
индивидуальной коррекции развития детей. Формируемые компетенции: овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности. |