Очное отделение

Online (дистанционное)

Образовательная программа 6В01901 – «Дефектология» разработана для подготовки кадров в области педагогических наук в рамках направления подготовки специалистов по специальной педагогике.

Целью образовательной программы 6В01901 – «Дефектология» является подготовка специалиста, педагога новой формации, обладающего практическими навыками и лидерскими качествами, способного решать научно-педагогические, производственно-технологические задачи для осуществления коррекционно-педагогической, воспитательной, развивающей, консультативной, диагностико-аналитической деятельности в учреждениях образования и здравоохранения.

Актуальность образовательной программы 6В01901 – «Дефектология» заключается в особенности целей образовательной подготовки бакалавров, обладающих критическим мышлением, владеющих передовыми технологиями обучения способных интегрироваться в современных условиях, а также реализации нового подхода к подготовке специальных педагогов-дефектологов, способных эффективно осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в системе общего, специального и инклюзивного образования, здравоохранения и социальной защиты с учетом потребностей и способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Преимуществами данной образовательной программы являются широкий выбор мест для трудоустройства, высокооплачиваемая, стабильная работа, хорошие возможности для карьерного роста, а также возможность реализации индивидуальной предпринимательской деятельности в области коррекционных образовательных услуг.

Основные задачи образовательной программы

Формирование общеучебных знаний, умений и навыков и системы знаний по дисциплинам, предусмотренным образовательной программой;

Использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения предметам, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

Формирование основных профессиональных компетенций у будущих специалистов;

Создание предпосылок для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов;

Умение работать с научно-технической информацией;

Использование отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать полученную информацию;

Умение организовать работу постоянно действующего психолого-медико-педагогического консилиума для проведения комплексного обследования обучающихся, определения необходимой им психолого-педагогической помощи;

Обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка;

Создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы;

Умение привлекать родителей (законных представителей) ребенка к участию в коррекционно-развивающем процессе.

Ключевые компетенции по образовательной программе

Владение методологическими основами и категориями коррекционной педагогики; особенностями возрастного анатомофизиологического, психологического развития детей в норме и при патологии;

Применение теоретических знаний при решении учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей, глубины и структуры дефекта детей;

Владение коммуникативными навыками в процессе проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий; умение установить контакт с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, владение вербальными и невербальными способами общения;

Способность проводить анализ эффективности методической работы, проводимой с обучающимися; формирование выводов по качеству взаимодействия участников образовательного процесса;

Способность аналитически проводить поиск и обор информации для повышения уровня самообразования в области коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта; строить процесс самоконтроля и самоанализа.

Виды профессиональной деятельности

Диагностическая;

Организационная;

Управленческая;

Проектная;

Научно-исследовательская;

Образовательная.

Перспективы трудоустройства специалистов

Дошкольные организации всех типов;

Общеобразовательные, частные, специальные, дошкольные и школьные организации образования;

Реабилитационные центры;

Кабинеты коррекции;

Психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк), кабинеты раннего вмешательства;

Учреждения социальной направленности (органы социального обеспечения, поддержки и помощи безработных, малообеспеченных, нетрудоспособных, трудоспособных с ограничением);

Учреждения, связанные с проблемами воспитания и развития подрастающего поколения в общественной среде;

Учреждения здравоохранения;

Научно-исследовательские организации.


НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Педагогическая деятельность и первичное дефектологическое обследование

Коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка

Оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка

Продвинутые навыки работы с персональным компьютером, офисной техникой и программным обеспечением в профессиональной области

Авторская методика многоуровневого изучения иностранных языков

Трансформация персональных ценностей и личной мотивации. Адаптация к стрессам. Приобщение к здоровому образу жизни. Культурное и духовное развитие


СПИКЕРЫ И МЕНТОРЫ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы"

АО "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу"

Школа-гимназия №1 имени А.С.Пушкина

Төржан частная гимназия

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Дошкольные учреждения

Школы

Колледжи

Научно-исследовательские центры

Образовательные центры

Социальные службы

Психологические центры

ДОХОД

От 97 000 до 350 000 ₸

КАК ПОСТУПИТЬ

На базе школы

  • Документы:
    ЕНТ, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Специальный экзамен

  • Срок обучения:
    От 3 лет
Второе высшее

  • Документы:
    Диплом, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Собеседование, Специальный экзамен

  • Срок обучения:
    От 1 года 8 месяцев
На базе ТиПО (Колледж)

  • Документы:
    ЕНТ, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Специальный экзамен

  • Срок обучения:
    От 2 лет 6 месяцев



• Подать заявку на поступление •• Заказать обратный звонок •

Типичный учебный план образовательной программы 6В01901 – Учитель-дефектолог, специальный педагог

Название дисциплин Цикл дисциплины ECTS Краткое описание дисциплин
Казахский (русский) язык 1 ООД 5 Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения.
Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Иностранный язык 1 ООД 5 Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения.
Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Казахский (русский) язык 2 ООД 5 Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения.
Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Иностранный язык 2 ООД 5 Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения.
Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Современная история Казахстана ООД 5 Изучаемые вопросы: предмет, цель и задачи курса «Современная история Казахстана»; основные этапы истории современного Казахстана и их характеристика; исторические основы и периоды становления независимой казахстанской государственности в контексте всемирного и евразийского исторического процесса; реализация советской модели государственного строительства в Казахстане; экономические и политические реформы в Казахстане во второй половине ХХ в.; становление и развитие независимого Казахстана.
Формируемые компетенции: умения соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического процесса посредством критического, ретроспективного, сравнительно-исторического анализа; анализ исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана; умения и навыки работы с историческими источниками; оценка и характеристика исторических событий и явлений; объяснение причинно-следственных связей событий и явлений; умения логически мыслить, свободно дискутировать и отстаивать собственное мнение, объяснять смысл и значение основных исторических понятий.
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) ООД 8 Изучаемые вопросы: основные категории политологии, социологии, культурологии и психологии; социально-этические ценности общества; социальные, политические, культурные, психологические институты общества в контексте их роли в модернизации казахстанского общества и принципы их функционирования.
Формируемые компетенции: объяснение и интерпретация понятий, идей, теорий социологии, политологии, культурологии, психологии; описание, анализ актуальных проблем современного казахстанского общества, социальных процессов; анализ особенностей социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; проектирование перспектив развития казахстанского общества, решения социальных, политических, личностных проблем, межличностных и социальных конфликтов; выражение собственного мнения по вопросам, имеющим социальную значимость; генерирование идей по вопросам социально-политического развития общества и презентация их.
Философия ООД 5 Изучаемые вопросы: категории философии, философское понимание и осмысление роли и места образования, науки, техники, технологий, человека, искусства, свободы, культуры, религии в обществе, методы научного познания, эволюция философской мысли от древности до современности.
Формируемые компетенции: понимание и объяснение специфики философского осмысления действительности; интерпретация и обоснование содержания и специфических особенностей мифологического, религиозного и научного мировоззрения; демонстрация методов научного и философского познания мира в осуществлении проектной и исследовательской деятельности; аргументирование собственной позиции по отношению к актуальным философским вопросам, глобальным проблемам современного общества.
Физическая культура 1 ООД 2 Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья.
Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Физическая культура 2 ООД 3 Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья.
Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Физическая культура 3 ООД 3 Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья.
Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Экология и безопасность жизнедеятельности ООД 5 Изучаемые вопросы: содержание и задачи экологии; понятия экосистемы и биосферы; круговорот веществ и поток энергии в экосистемах; глобальные проблемы человечества; законодательные меры по охране природы; условия возникновения экологически опасных и чрезвычайных ситуаций, закономерности их проявления; классификация, характеристика и прогнозирование ЧС; разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, первая медицинская помощь и др.
Формируемые компетенции: оценка воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека; идентификация основных опасностей среды обитания человека; выбор методов защиты от опасностей; владение способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; умение оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь; эффективное действие при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций и ЧС; определение симптомов состояния организма человека при травмах; правильное применение средств медицинской аптечки.
Основы права ООД 5 Изучаемые вопросы: право и его место в системе социального регулирования; основные формы (источники) права; правовые нормы и правоотношения; правомерное поведение и правонарушения; основы правового статуса человека и гражданина РК, основные отрасли права и др.
Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права; ведение полемики в правовом поле.
Основы антикоррупционной культуры ООД 5 Изучаемые вопросы: сущность коррупции как социального и правового явления; проявление коррупции в общественной жизни; мера морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения; действующее законодательство в области противодействия коррупции; профилактика правонарушений.
Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права и антикоррупционной культуры; ведение полемики в правовом поле.
Основы экономики и предпринимательства ООД 5 Изучаемые вопросы: роль и значение экономики в жизни общества; законы производства, обмена и распределения материальных благ; теоретические основы функционирования рыночной экономики; основы экономики предприятия; содержание и суть предпринимательства; виды и формы предпринимательской деятельности.
Формируемые компетенции: применение экономических знаний в конкретных ситуациях; осуществление экономических расчётов; определение собственных возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование знаний основ предпринимательства для организации своего дела; разработка бизнес-плана; готовность к созданию предпринимательской единицы и организация ее деятельности.
Основы инноватики и инновационной деятельности ООД 5 Изучаемые вопросы: сущность понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный проект»; классификация инноваций; факторы, определяющие инновационную деятельность; источники инновационных идей; приоритеты инновационной политики на различных уровнях управления экономикой; основные модели инновационного развития.
Формируемые компетенции: анализ и оценка инновационных проектов; планирование работ по реализации инноваций, презентация инновационных проектов; осуществление бизнес-планирования инновационных проектов.
Основы лидерства и командообразования ООД 5 Изучаемые вопросы: сущность понятий «лидерство», «команда», «командообразование»; модели лидерства и их типология; стили лидерства; модели принятия лидерского решения, технологии формирования команды.
Формируемые компетенции: анализ и оценка стилей лидерства; оценка условий и последствий реализации различных стилей лидерства; методы и приемы формирования команды.
Основы академического письма БД 5 Изучаемые вопросы: понятия «академическое письмо», жанры академического письма (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья и др.), основные принципы составления и оформления академических текстов и их презентация.
Формируемые компетенции: создание письменных академических текстов различных жанров; оформление письменного текста в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами; умения и навыки составления библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов; навыки аналитической работы с научными источниками; редактирование академических текстов; критическое оценивание письменных работ.
Организация проектной деятельности БД 5 Изучаемые вопросы: основы проектной деятельности; технологии проектирования; внедрения и эффективного управления проектами; методы сбора исходных данных и методы проектирования, методы разработки и реализации проектов.
Формируемые компетенции: владение методами сбора и анализа информации; конструирование и подготовка проектов; владение инструментами организации проектной деятельности; постановка цели и задач на каждом этапе реализации проекта; разработка способов решения проблемы; применение на практике методов проектирования в профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) ООД 5 Изучаемые вопросы: содержание и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; методы сбора, хранения и обработки информации, способы реализации информационных и коммуникационных процессов; концептуальные основы архитектуры компьютерных систем, операционных систем и сетей; архитектура компьютерных систем и сетей, назначение и функции основных компонентов; концепции разработки сетевых и веб приложений, инструментов обеспечения информационной безопасности.
Формируемые компетенции: навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе и других целей; обосновывание выбора наиболее приемлемой технологии для решения конкретных задач; умения пользоваться информационными Интернет ресурсами, облачными и мобильными сервисами для поиска, хранения, обработки и распространения информации; умения применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем и сетей для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализ и обосновывание выбора методов и средств защиты информации; умения разрабатывать инструменты анализа и управления данными для различных видов деятельности; осуществление проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии в профессиональной деятельности специального педагога БД 5 Изучаемые вопросы: состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности педагога; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; понятия «информационные системы», «информационные технологии»; теоретические основы, виды и структуры баз данных; возможности сетевых технологий работы с информацией.
Формируемые компетенции: использование программного обеспечения в профессиональной деятельности педагога; применение компьютерных и телекоммуникационных средств; навыки работы с информационными справочными системами; использование прикладных программ в профессиональной деятельности; умения использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей.
Ораторское искусство БД 5 Изучаемые вопросы: основной категориальный аппарат ораторского искусства; история ораторского искусства; стратегии и тактики эффективных речевых коммуникаций; алгоритм создания эффективного публичного сообщения; дискуссия и полемика.
Формируемые компетенции: умения доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время общения и выступления; владение голосом и выразительностью речи; управление вниманием слушателей; умения отвечать на неожиданные вопросы, эффективно убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей; владение методами и техниками анализа речевого поведения партнера, способами самоконтроля.
Практикум по развитию критического и креативного мышления БД 5 Изучаемые вопросы: природа, структура, функции критического и креативного мышления и методы их формирования; модели критического мышления; методы стимулирования, функции, виды творческого мышления; современное состояние теории принятия решений; понятийное обеспечение процесса принятия решений; инструментарий критического и креативного мышления, необходимый для принятия решений; виды, стратегии и методы принятия решений.
Формируемые компетенции: умения отличать критический и креативный способы мышления от иных форм интеллектуальной деятельности; владение методами и приемами креативного мышления; использование различных моделей критического и креативного мышления на практике; осуществление критического анализа ситуации в процессе принятия решений на базе процедур осознания и интерпретации; формулирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам, а также корректное опровержение позиции оппонента.
Технология профессиональной успешности педагога БД 5 Изучаемые вопросы: социальные функции и значимость системы образования, ценностные основы профессиональной деятельности педагога; требования к личностным и профессиональным качествам педагога; нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога; выдающиеся педагоги; траектории развития карьеры, профессиональная этика.
Формируемые компетенции: демонстрация способности и готовности разбираться в современных вопросах в области образования, педагогики, процесса воспитания, профессиональной этики; применение принципов и правил профессиональной этики и этикета в профессиональной деятельности; владение и демонстрация индивидуальных особенностей моделирования профессионального имиджа; владение методами профессионального и личностного имиджирования.
Учебная практика [ДФ] БД 2 Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в специальных образовательных учреждениях, формирование устойчивого интереса к профессии дефектолога, профессиональную ориентацию.
Общая и возрастная психология БД 8 Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы психологии; психические процессы; структура психики; эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности; личность и психические свойства; индивидуальные особенности психики; предмет, задачи и методы возрастной психологии; основные теории, принципы, проблемы, возрастные этапы, закономерности и особенности психического развития детей; роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка.
Формируемые компетенции: знание методологических и теоретических основ общей психологии, особенностей и закономерностей протекания психических процессов; знание психологических характеристик личности на каждом из этапов онтогенетического развития; умение использовать понятийный аппарат общей и возрастной психологии; владение навыками проведения психологического исследования; знание основных характеристик возрастного развития личности; владение стратегиями и средствами создания благоприятных условий для поддержания психологического здоровья, благополучия, эффективного и гармоничного развития интеллектуального, личностного, духовного потенциала личности.
Анатомия, физиология и гигиена школьников БД 5 Изучаемые вопросы: предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены детей; основные закономерности роста и развития организма детей; возрастная периодизация; развитие регуляторных систем детского организма; строение и функции систем органов здорового ребенка; возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; особенности влияния факторов среды на здоровье детей.
Формируемые компетенции: формирование системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка; умение выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка; знание особенностей влияния факторов среды на здоровье детей; знание основных положений гигиены детей; умение организовывать гигиеническое воспитание детей; владение методами оценки общих гигиенических требований; формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Педагогика БД 5 Изучаемые вопросы: педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики; категориальный аппарат педагогики; дидактические концепции и принципы обучения; образование как педагогический процесс; формы и средства обучения; сущность, виды воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; теоретические и методические основы воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Формируемые компетенции: знание теоретических основ обучения и воспитания; владение приемами анализа и разработки программ обучения и воспитания; знание общих принципов дидактики и способы их реализации в предметных методиках обучения; приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса; умение применять полученные педагогические знания в учебной и профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая практика [ДФ] БД 4 Психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; установления и укрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин модуля общепрофессиональных компетенций 2.
Специальная педагогика БД 5 Изучаемые вопросы: теория и история специальной педагогики; сущность, содержание, структура образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере специального образования; принципы и методы педагогической коррекции нарушений здоровья детей; общие методические аспекты обучения, модели специального и интегрированного образования.
Формируемые компетенции: формирование профессиональных компетенций обучающихся в области профессиональной деятельности; ориентирование в современных проблемах специального (коррекционного) образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; определение педагогических возможностей различных методов, приемов,методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии.
Основы дефектологии БД 5 Изучаемые вопросы: объект, предмет, задачи и основные понятия дефектологической науки; особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; общая характеристика детей с особыми образовательными потребностями; работа с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями; значение дифференцированного подхода к определению индивидуальной траектории обучения ребенка с проблемами в развитии; особенности детей с нарушениями интеллектуального развития; особенности детей с сенсорными нарушениями; особенности детей с речевыми нарушениями; особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особенности детей с нарушениями поведения, комплексными дефектами.
Формируемые компетенции: формирование понятия дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями; знание основных классификаций нарушений развития; знание особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями; умение пользоваться основным категориальным аппаратом специальной педагогики и психологии; навыки формирования взаимоотношений с детьми с особыми образовательными потребностями.
Специальная психология БД 5 Изучаемые вопросы: основные положения специальной психологии, методики обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями, средства разрешения междисциплинарных и профессиональных ситуаций; методы проведения специальных психолого-педагогических исследований; закономерности психического развития при различных отклонениях в развитии.
Формируемые компетенции: навыки выявления закономерностей психического развития аномального ребенка; умения психологически обосновывать наиболее эффективные пути и методы психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.
Инклюзивное образование БД 5 Изучаемые вопросы: роль и теоретико-методологические основы инклюзивного образования; нормативно-правовое обеспечение, условия, модели и формы инклюзивного образования; психологические основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; психологические приёмы оптимизации инклюзивного образовательного процесса; программно-методическое обеспечение инклюзивного образования.
Формируемые компетенции: знание концептуальных основ инклюзивного образования; владение навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в начальных классах; умение пользоваться основным категориальным аппаратом инклюзивного образования; владение способами обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей.
Тьюторство в инклюзивном образовании БД 5 Изучаемые вопросы: понятие о тьюторстве; цель, задачи и компетенции тьютора в инклюзивном образовании; этапы организации тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики; теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; инклюзивная образовательная среда; педагогические условия и технологии инклюзивного образования.
Формируемые компетенции: знание основных характеристик тьюторства в инклюзивном образовании; владение навыками организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; умение осуществлять выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования.
Коррекционная работа с детьми с  особыми образовательными потребностями БД 6 Изучаемые вопросы: методы выявления обучающихся с трудностями адаптации; определение особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями; определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями; оказание консультативной и методической помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Формируемые компетенции: формирование представления о моделях социально-образовательной интеграции обучения в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса; изучение психолого-педагогических особенностей развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования.
Арттерапевтические методики с детьми с особыми образовательными потребностями БД 6 Изучаемые вопросы: общие представления о сущности, генезисе и онтологическом статусе современной арттерапии; общие представления о содержании, методах и механизме арттерапевтического воздействия; профессиональная компетенция в вопросах осуществления коррекционного воздействия средствами арттерапии в условиях образовательных учреждений.
Формируемые компетенции: формирование понимания цели, задач, содержания и методики использования игры и художественных видов искусства как эффективных средств коррекции в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Основы невропатологии БД 5 Изучаемые вопросы: структура и функции, а также болезни нервной системы; этиология заболеваний нервной системы; патогенез заболеваний нервной системы; клинические проявления поражений центральной и периферической нервных систем; эпидемиологические заболевания; методы диагностики, лечения и профилактики, а также принципы организации специальной медицинской помощи при неврологической патологии.
Формируемые компетенции: знания о клинике, диагностике и терапии наиболее распространенных заболеваний нервной системы детского возраста; изучение методов клинической диагностики неврологической патологии детского возраста.
Нарушение устной и письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями БД 7 Изучаемые вопросы: фонетическая система языка; фонематическое восприятие и первоначальный звуковой анализ и синтез; автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях; развитие связной речи; работа над моторикой; развитие навыков письменной речи у детей с нарушениями интеллекта.
Формируемые компетенции: формирование компетенций по проектированию модели инклюзивного образования в нормативно-правовом, организационно-педагогическом, ценностном аспектах; формирование навыков проектирования адаптированных образовательных программ; овладение навыками по формирования устной и письменной речи у детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями БД 7 Изучаемые вопросы: основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями различных возрастных групп; способы организации эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей с особыми образовательными потребностями, эффективное усвоение ими содержания образования.
Формируемые компетенции: знание необходимости и сущности инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в контексте стратегии гуманизации образования, психолого-педагогических основ, моделей и содержания.
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями ПД 5 Изучаемые вопросы: организационно-педагогические и дидактические особенности преподавания математики в специальной школе для детей с интеллектуальными нарушениями; специфика использования методов и приёмов обучения математике в специальной школе и особенности построения учебной программы по математике.
Формируемые компетенции: знание содержания учебной дисциплины «Математика» для детей с особыми общеобразовательными потребностями и методики ее преподавания; владение методикой изучения арифметических действий; формирование вычислительных приемов; владение методикой изучения величин; анализирование программ и учебников по математике для детей с особыми общеобразовательными потребностями.
Олигофренопсихология ПД 5 Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии; закономерности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью; основные принципы психологического исследования детей с отклонениями в развитии; психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формируемые компетенции: навыки планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями; навыки психологического исследования детей с отклонениями в развитии.
Олигофренопедагогика ПД 5 Изучаемые вопросы: олигофренопедагогика как педагогическая наука; обучение, воспитание и развитие детей с интелектуальными нарушениями; содержание образовательно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для умственно отсталых детей.
Формируемые компетенции: знание форм и методов обучения в образовательных учреждениях для умственно отсталых детей; умения обучать и воспитывать детей с интеллектуальными нарушениями.
Теория и методика воспитательной работы в специальной школе БД 5 Изучаемые вопросы: ключевые компетенции в осуществлении воспитательной деятельности в специальной школе; воспитательная работа классного руководителя в специальных образовательных учреждениях, ее содержание и методика; планирование и проведение воспитательной работы с детьми, обучающимися в специальных учреждениях образования.
Формируемые компетенции: формирование научного мировоззрения и представления о теоретических основах воспитания и развития детей в специальных образовательных учреждениях; овладение методикой воспитания и развития детей в специальных образовательных учреждениях; знание закономерностей формирования двигательных умений и навыков; умение осуществлять методическое руководство воспитанием в специальной школе; умение анализировать разнообразные системы и теории воспитания;овладение современными технологиями воспитания детей в специальной школе.
Педагогическая практика [ДФ] БД 5 Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков обучения специальной методики преподавания изобразительной деятельности, обучения специальной методики ознокомления детей с окружающим миром, овладение навыками информационно-коммуникационных технологий, в том числе при решении професиональных задач в специальных образовательных учреждениях.
Написание и защита дипломной работы/проекта [ДФ] Дополнительный цикл дисциплин 12  
Преддипломная практика [ДФ] ПД 5 Преддипломная практика направлена на систематический сбор материалов по теме дипломной работы.
Психология развития детей с особыми образовательными потребностями ПД 5 Изучаемые вопросы: системный анализ психологических явлений детей с особыми общеобразовательными потребностями; теоретические и практические умения, способствующие профессиональной и психологической подготовке; предмет и задачи психологии развития детей с особыми общеобразовательными потребностями; общее понятие о психике; понятие чувствительности; стадии развития психики.
Формируемые компетенции: формирование представлений об особенностях деятельности по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с особыми образовательными потребностями ПД 5 Изучаемые вопросы: определение диагностических и прогностических показателей психического и психофизического развития детей с ограниченными возможностями; методы и приемы психолого-педагогического обследования и организации профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями.
Формируемые компетенции: навыки психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности; формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей.
Производственно-педагогическая практика 2 [ДФ] ПД 5 Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков коррекционно-развивающего обучения; совершенствование навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе при решении профессиональных задач.
Специальная методика ознакомление детей с окружающим миром ПД 5 Изучаемые вопросы: специализированные методики ознакомления детей с ограниченными возможностями с окружающим миром, исходя из особенностей нарушения здоровья детей; расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении; методики повышения адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки.
Формируемые компетенции:формирование профессиональной компетентности на основе освоения теоретических знаний и практических умений в области экологического воспитания детей с ограниченными возможностями.
Производственно-педагогическая практика 1 [ДФ] ПД 10 Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения детей с сособыми образовательнымип потребностями.
Психология общения и управление конфликтами БД 5 Изучаемые вопросы: сущность общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения; функции общения; структура общения; виды общения; модели общения; вербальные и невербальные средства общения; уровни общения; социальная природа конфликтов; причины конфликтов; типы конфликтов; динамика и механизмы конфликта; управление конфликтами в организационной системе.
Формируемые компетенции: применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; владение приемами межличностной, межкультурной, межэтнической и деловой коммуникации; выявление причин конфликтов; управления конфликтным процессом и своим поведением в конфликте; анализ конфликтных ситуаций; использование знаний в области управления конфликтами на практике для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления; организация переговоров и использование различных технологий переговорного процесса в практической деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями ПД 5 Изучаемые вопросы: общие и специальные закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья; гуманистические взгляды по отношению к детям с особыми общеобразовательными потребностями.
Формируемые компетенции: овладение навыками психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Основы логопедии БД 5 Изучаемые вопросы: основные направления работы логопеда: психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в психическом развитии детей, их успешности в освоении программы; планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов.
Формируемые компетенции: формирование профессиональных компетенций в области логопедических технологий обследования и коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями; овладение навыками отбора дидактических средств логопедии.
Логопсихология БД 5 Изучаемые вопросы: классификация речевых нарушений; психологические особенности лиц с речевыми нарушениями; принципы, методы и приемы психокоррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями; методы изучения психики детей с речевыми нарушениями.
Формируемые компетенции: формирование представления об индивидуально топологических особенностях лиц с речевыми нарушениями различного генеза.
Сенсорное воспитание детей с особыми образовательными потребностями ПД 5 Изучаемые вопросы: методики сенсорного развития детей с ограниченными возможностями для обогащения чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы: зрение, слух, кинестическое восприятие.
Формируемые компетенции: организация сопровождения детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта; формирование образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности ПД 5 Изучаемые вопросы: коррекционная работа на уроках обучения изобразительной деятельности в специальной школе; возможности изобразительной деятельности в коррекционных целях в логопедической работе; образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях.
Формируемые компетенции: формирование готовности к реализации методик обучения и воспитания в области изобразительной деятельности в системе специального (дефектологического) образования.
Специальная методика коррекционно-развивающего обучения ПД 5 Изучаемые вопросы: требования к условиям сохранения здоровья детей, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся; комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности; методики индивидуальной коррекции развития детей.
Формируемые компетенции: овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности.