Очное отделение

Online (дистанционное)

Образовательная программа: 6B01722 – "Русский язык и литература"" разработана для подготовки кадров в области педагогических наук, в рамках направления подготовки учителей по языкам и литературе, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области образования и согласована с представителями организаций образования.

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих теоретическими знаниями в области педагогики и методики обучения русскому языку, практическими навыками владения русским языком, широким спектром методик и технологий обучения русскому языку, подготовка конкурентоспособных специалистов в области образования путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения

Образовательная программа спроектирована таким образом, что позволяет адаптировать ее под индивидуальные потребности каждого конкретного обучающегося в рамках образовательных стандартов.

Особенности образовательной программы:

- Наличие междисциплинарного подхода с целью изучения нескольких функциональных областей: педагогика, психология, методика, история, философия, информационные технологии.

- Возможность развития у обучающихся предпринимательских навыков с целью предоставления услуг в образовательных и переводческих центрах, в частном репетиторстве, в инклюзивном образовании, бизнес-услуг гида, переводчика, лингвистического эксперта.

- Углубленное изучение истории, русского языка, русской литературы, иностранных языков расширяет возможности обучающегося в дальнейшем в преподавании зарубежной литературы, также в возможности ведения журналистской и издательской деятельности.

- Современные обучающие программы: Kahoot, Canva, Socrative, Padlet.



С целью формирования дополнительных компетенций к профилю подготовки обучающихся, реализуются программы Minor, которые представляют собой трек из тематически связанных элективных дисциплин.






Доступные Minor по образовательной программе:






Основные задачи образовательной программы

Формирование языковых навыков по русскому языку для качественной организации процесса обучения с учетом стандартных уровневых требований к сформированности языковых компетенций;

Обеспечение связи процесса обучения с развитием наук;

Формирование навыков построения образовательного процесса, организации воспитательной работы в ученическом коллективе, планирования и проведения внеучебных мероприятий;

Формирование навыков работы с профессиональной документацией;

Создание предпосылок для самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности обучающихся;

Привитие навыков работы со специализированной информацией, для использования в профессиональной деятельности, систематизации полученной информации;

Формирование и развитие социально-личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, приверженности этическим нормам;

Содействие выпускникам образовательной программы в трудоустройстве путем организации профессиональной практики;

Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

Выбор подходящих педагогических технологий дифференцированного и интегрированного обучения;

Осуществление педагогического мониторинга, реализация педагогического менеджмента;

Способность организовать исследовательскую работу, анализировать результаты;

Владение навыками самоорганизации, самоконтроля и самооценки.;

Ключевые компетенции по образовательной программе

Владение знаниями в области педагогического целеполагания, умениями и навыками проектирования и реализации целостного педагогического процесса, способность к позитивному мышлению, приобщенному к системе национальных ценностей;

Владение знаниями в области синергетических, социальных, педагогических систем, умениями и навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, способность к системному мышлению и целостному восприятию педагогической действительности;

Владение знаниями в области гносеологии, методологии, педагогики и психологии, умениями и навыками управлять информацией, осуществлять комплексный мониторинг на основе психолого-педагогической диагностики, анализа и синтеза, быть способным к педагогической рефлексии, стремиться к постоянному совершенствованию исследовательской культуры.;

Виды профессиональной деятельности

Обучающая;

Контролирующая;

Воспитывающая;

Методическая;

Исследовательская;

Социально-коммуникативная;

Самообразование;

Перспективы трудоустройства специалистов

Образовательная (педагогическая) (в общеобразовательных средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах);

Научно-исследовательская (мл. научным сотрудник в научно-исследовательских учреждениях);

Литературно-творческая (в литературных, культурных учреждениях, органах печати);

Организационно-управленческая (в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в организациях, непосредственно связанных со специальностью);

Литературный советник;

КАК ПОСТУПИТЬ

На базе школы

  • Документы:
    ЕНТ, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Нет

  • Срок обучения:
    От 3 лет
Второе высшее

  • Документы:
    Диплом, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Собеседование

  • Срок обучения:
    От 1 года 8 месяцев
На базе ТиПО (Колледж)

  • Документы:
    ЕНТ, удостоверение личности

  • Вступительные испытания:
    Нет

  • Срок обучения:
    От 2 лет 6 месяцев



Типичный учебный план образовательной программы 6В01722 - Русский язык и литература

Название дисциплин Цикл дисциплины ECTS Краткое описание дисциплин
Казахский (русский) язык 1
ООД5Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Иностранный язык 1
ООД5Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология)
ООД8Изучаемые вопросы: основные категории политологии, социологии, культурологии и психологии; социально-этические ценности общества; социальные, политические, культурные, психологические институты общества в контексте их роли в модернизации казахстанского общества и принципы их функционирования. Формируемые компетенции: объяснение и интерпретация понятий, идей, теорий социологии, политологии, культурологии, психологии; описание, анализ актуальных проблем современного казахстанского общества, социальных процессов; анализ особенностей социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; проектирование перспектив развития казахстанского общества, решения социальных, политических, личностных проблем, межличностных и социальных конфликтов; выражение собственного мнения по вопросам, имеющим социальную значимость; генерирование идей по вопросам социально-политического развития общества и презентация их.
Физическая культура 1
ООД2Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Экология и безопасность жизнедеятельности
ООД5Изучаемые вопросы: содержание и задачи экологии; понятия экосистемы и биосферы; круговорот веществ и поток энергии в экосистемах; глобальные проблемы человечества; законодательные меры по охране природы; условия возникновения экологически опасных и чрезвычайных ситуаций, закономерности их проявления; классификация, характеристика и прогнозирование ЧС; разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, первая медицинская помощь и др. Формируемые компетенции: оценка воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека; идентификация основных опасностей среды обитания человека; выбор методов защиты от опасностей; владение способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; умение оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь; эффективное действие при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций и ЧС; определение симптомов состояния организма человека при травмах; правильное применение средств медицинской аптечки.
Ораторское искусство
БД5Изучаемые вопросы: основной категориальный аппарат ораторского искусства; история ораторского искусства; стратегии и тактики эффективных речевых коммуникаций; алгоритм создания эффективного публичного сообщения; дискуссия и полемика. Формируемые компетенции: умения доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время общения и выступления; владение голосом и выразительностью речи; управление вниманием слушателей; умения отвечать на неожиданные вопросы, эффективно убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей; владение методами и техниками анализа речевого поведения партнера, способами самоконтроля.
Основы академического письма
БД5Изучаемые вопросы: понятия «академическое письмо», жанры академического письма (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья и др.), основные принципы составления и оформления академических текстов и их презентация. Формируемые компетенции: создание письменных академических текстов различных жанров; оформление письменного текста в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами; умения и навыки составления библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов; навыки аналитической работы с научными источниками; редактирование академических текстов; критическое оценивание письменных работ.
Практикум по развитию критического и креативного мышления
БД5Изучаемые вопросы: природа, структура, функции критического и креативного мышления и методы их формирования; модели критического мышления; методы стимулирования, функции, виды творческого мышления; современное состояние теории принятия решений; понятийное обеспечение процесса принятия решений; инструментарий критического и креативного мышления, необходимый для принятия решений; виды, стратегии и методы принятия решений. Формируемые компетенции: умения отличать критический и креативный способы мышления от иных форм интеллектуальной деятельности; владение методами и приемами креативного мышления; использование различных моделей критического и креативного мышления на практике; осуществление критического анализа ситуации в процессе принятия решений на базе процедур осознания и интерпретации; формулирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам, а также корректное опровержение позиции оппонента.
Психология общения и управление конфликтами
БД5Изучаемые вопросы: сущность общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения; функции общения; структура общения; виды общения; модели общения; вербальные и невербальные средства общения; уровни общения; социальная природа конфликтов; причины конфликтов; типы конфликтов; динамика и механизмы конфликта; управление конфликтами в организационной системе. Формируемые компетенции: применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; владение приемами межличностной, межкультурной, межэтнической и деловой коммуникации; выявление причин конфликтов; управления конфликтным процессом и своим поведением в конфликте; анализ конфликтных ситуаций; использование знаний в области управления конфликтами на практике для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления; организация переговоров и использование различных технологий переговорного процесса в практической деятельности.
Основы права
ООД5Изучаемые вопросы: право и его место в системе социального регулирования; основные формы (источники) права; правовые нормы и правоотношения; правомерное поведение и правонарушения; основы правового статуса человека и гражданина РК, основные отрасли права и др. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права; ведение полемики в правовом поле.
Основы антикоррупционной культуры
ООД5Изучаемые вопросы: сущность коррупции как социального и правового явления; проявление коррупции в общественной жизни; мера морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения; действующее законодательство в области противодействия коррупции; профилактика правонарушений. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права и антикоррупционной культуры; ведение полемики в правовом поле.
Основы экономики и предпринимательства
ООД5Изучаемые вопросы: роль и значение экономики в жизни общества; законы производства, обмена и распределения материальных благ; теоретические основы функционирования рыночной экономики; основы экономики предприятия; содержание и суть предпринимательства; виды и формы предпринимательской деятельности. Формируемые компетенции: применение экономических знаний в конкретных ситуациях; осуществление экономических расчётов; определение собственных возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование знаний основ предпринимательства для организации своего дела; разработка бизнес-плана; готовность к созданию предпринимательской единицы и организация ее деятельности.
Основы инноватики и инновационной деятельности
ООД5Изучаемые вопросы: сущность понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный проект»; классификация инноваций; факторы, определяющие инновационную деятельность; источники инновационных идей; приоритеты инновационной политики на различных уровнях управления экономикой; основные модели инновационного развития. Формируемые компетенции: анализ и оценка инновационных проектов; планирование работ по реализации инноваций, презентация инновационных проектов; осуществление бизнес-планирования инновационных проектов.
Основы лидерства и командообразования
ООД5Изучаемые вопросы: сущность понятий «лидерство», «команда», «командообразование»; модели лидерства и их типология; стили лидерства; модели принятия лидерского решения, технологии формирования команды. Формируемые компетенции: анализ и оценка стилей лидерства; оценка условий и последствий реализации различных стилей лидерства; методы и приемы формирования команды.
Казахский (русский) язык 2
ООД5Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Иностранный язык 2
ООД5Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода.
Физическая культура 2
ООД3Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Введение в языкознание
БД5Изучаемые вопросы: рассмотреть языкознание как объект изучения филологии и показать место науки о языке в системе гуманитарного знания; изучение основных законов и концепций языка, основных свойств языковых систем, языковые универсалии; изучение функций человеческого языка и его структуры; рассмотрение концепций его возникновения и эволюции, а также роли человека в онтогенезе; формирование представлений о принципах функционирования языков разных типов, разных систем письма. Формируемые компетенции: способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области; способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Введение в литературоведение
ПД5Изучаемые вопросы: литературоведение как наука, основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины, литературное произведение как художественное целое, тема и идея литературно-художественного произведения, художественные средства раскрытия темы и идеи, поэтический мир, хронотопический уровень художественного целого, понятие о «сюжете» и «фабуле», разные точки зрения на толкование данных категорий, образный строй художественного текста, литературный процесс. художественный стиль и метод. Формируемые компетенции: навыки анализа литературных явлений, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний; изложение устных и письменных выводов по изучаемым вопросам; применение полученных знаний в научно-исследовательской и других видах деятельности; владение основными методами исследовательской и практической работы в области литературной теории.
История Казахстана
ООД5Изучаемые вопросы: основные факты, процессы и явления, понятия, теории, гипотезы характеризующие целостность и системность целостность исторического процесса; периодизация всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути Казахстана, его роль в мировом сообществе. важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенности исторического, историко-социологического, историко политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; взаимосвязь и особенности истории Казахстана и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории. закономерности общественного развития; особенности развития Казахстана; основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни Казахстана на всех этапах её развития. Формируемые компетенции: формирование объективных исторических знании об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа; овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли Казахстана во всемирно-историческом процессе; развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности и формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Историческая и сравнительная грамматика русского языка
БД5Изучаемые вопросы: ознакомление с основными этапами истории русского языка - история становления и развитие фонетических, морфологических, синтаксических изменений, необходимых для осмысления особенностей языковых явлений в современном русском языке. Формируемые компетенции: способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области; способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области общего языкознания, применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Учебная практика
БД2Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в области образования, формирование устойчивого интереса к профессии педагога, профессиональную ориентацию.
Философия
ООД5Изучаемые вопросы: категории философии, философское понимание и осмысление роли и места образования, науки, техники, технологий, человека, искусства, свободы, культуры, религии в обществе, методы научного познания, эволюция философской мысли от древности до современности. Формируемые компетенции: понимание и объяснение специфики философского осмысления действительности; интерпретация и обоснование содержания и специфических особенностей мифологического, религиозного и научного мировоззрения; демонстрация методов научного и философского познания мира в осуществлении проектной и исследовательской деятельности; аргументирование собственной позиции по отношению к актуальным философским вопросам, глобальным проблемам современного общества.
Физическая культура 3
ООД3Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Казахская литература
БД5Изучаемые вопросы: тюркская мифология, древнетюркская литература, орхоно-енисейские рунические памятники. литература эпохи Караханидов, литература XV-XVIII веков, поэзия жырау, литература I половины XIX в., литература II пол. XIX в., поэзия Зар Заман, творчество Абая Кунанбаева, литература нач. XX века, творчество Магжана Жумабаева, литература советского периода, творчество М.Ауэзова, современная казахская проза, исторический роман в казахской прозе, современная казахская поэзия.Формируемые компетенции: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории казахской литературы; владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
Общая и возрастная психология
БД8Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы психологии; психические процессы; структура психики; эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности; личность и психические свойства; индивидуальные особенности психики; предмет, задачи и методы возрастной психологии; основные теории, принципы, проблемы, возрастные этапы, закономерности и особенности психического развития детей; роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка. Формируемые компетенции: знание методологических и теоретических основ общей психологии, особенностей и закономерностей протекания психических процессов; знание психологических характеристик личности на каждом из этапов онтогенетического развития; умение использовать понятийный аппарат общей и возрастной психологии; владение навыками проведения психологического исследования; знание основных характеристик возрастного развития личности; владение стратегиями и средствами создания благоприятных условий для поддержания психологического здоровья, благополучия, эффективного и гармоничного развития интеллектуального, личностного, духовного потенциала личности.
Организация проектной деятельности
БД5Изучаемые вопросы: основы проектной деятельности; технологии проектирования; внедрения и эффективного управления проектами; методы сбора исходных данных и методы проектирования, методы разработки и реализации проектов. Формируемые компетенции: владение методами сбора и анализа информации; конструирование и подготовка проектов; владение инструментами организации проектной деятельности; постановка цели и задач на каждом этапе реализации проекта; разработка способов решения проблемы; применение на практике методов проектирования в профессиональной деятельности.
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога
БД5Изучаемые вопросы: состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности педагога; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; понятия «информационные системы», «информационные технологии»; теоретические основы, виды и структуры баз данных; возможности сетевых технологий работы с информацией. Формируемые компетенции: использование программного обеспечения в профессиональной деятельности педагога; применение компьютерных и телекоммуникационных средств; навыки работы с информационными справочными системами; использование прикладных программ в профессиональной деятельности; умения использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей.
Технология профессиональной успешности педагога
БД5Изучаемые вопросы: социальные функции и значимость системы образования, ценностные основы профессиональной деятельности педагога; требования к личностным и профессиональным качествам педагога; нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога; выдающиеся педагоги; траектории развития карьеры, профессиональная этика. Формируемые компетенции: демонстрация способности и готовности разбираться в современных вопросах в области образования, педагогики, процесса воспитания, профессиональной этики; применение принципов и правил профессиональной этики и этикета в профессиональной деятельности; владение и демонстрация индивидуальных особенностей моделирования профессионального имиджа; владение методами профессионального и личностного имиджирования.
Фонетика современного русского языка
БД4Изучаемые вопросы: последовательное описание фонологической системы современного русского литературного языка, формирование представления о системных и функциональных свойствах единиц фонологического уровня языка. Изучение данной дисциплины способствует усвоению студентами фундаментальных основ русистики как научной базы для осуществления процесса обучения русскому языку в сфере образования и культуры. Формируемые компетенции: объяснение языковых фактов с позиций исторического развития языка, оперирование в процессе общения фонетическими моделями языка, овладение навыками фонетического анализа.
Устное народное творчество и древнерусская литература
БД5Изучаемые вопросы: специфические особенности фольклорных текстов, жанровая система устного народного творчества (народная лирика, эпос, драма, а также малые жанры фольклора), календарно-обрядового и семейно-обрядового циклов, исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы, литература древнерусской народности (XI -первая четверть XIII в.), "Повесть временных лет" как литературный памятник, идейно-художественное своеобразие "Слова о полку Игореве". Формируемые компетенции: знание феномена устного народного творчества; умение оценить произведения народного творчества на основе знания специфики фольклора и историко-генетического контекста; изучение древнерусской литературы, имена крупнейших исследователей; ознакомление с содержанием определенного круга наиболее значительных произведений, своеобразием эпохи их написания, жанровую специфику, место в историко-литературном процессе.
История русского литературного языка
БД4Изучаемые вопросы: понятие "литературный язык", его признаки -историчность, поливалентность, нормированность, обработанность, стилистическая дифференциация, проблема происхождения русского литературного языка, традиционные концепции А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова. Формируемые компетенции: владение большим фактическим материалом, который дает объяснение состоянию русского литературного языка; знание наиболее значительных фактов в истории русского литературного языка и связанных с ними теоретических проблем.
Информационно-коммуникационные технологии
ООД5Изучаемые вопросы: содержание и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; методы сбора, хранения и обработки информации, способы реализации информационных и коммуникационных процессов; концептуальные основы архитектуры компьютерных систем, операционных систем и сетей; архитектура компьютерных систем и сетей, назначение и функции основных компонентов; концепции разработки сетевых и веб приложений, инструментов обеспечения информационной безопасности. Формируемые компетенции: навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе и других целей; обосновывание выбора наиболее приемлемой технологии для решения конкретных задач; умения пользоваться информационными Интернет ресурсами, облачными и мобильными сервисами для поиска, хранения, обработки и распространения информации; умения применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем и сетей для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализ и обосновывание выбора методов и средств защиты информации; умения разрабатывать инструменты анализа и управления данными для различных видов деятельности; осуществление проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Русская литература XIX века
БД5Изучаемые вопросы: типологические особенности русской литературы XIX века; русский романтизм первой половины XIX века; творческие системы Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя в истории русской словесности XIX века; проблема личности, поэтика Дома и Долга, феноменология концепта судьбы; особенности развития русской литературы второй половины XIX века; развитие русского романа во второй половине XIX века; развитие поэзии и драматургии во второй половине XIX века. Формируемые комптенции: знание основных этапов развития русской словесности XIX века, ключевые закономерности взаимодействия основных литературных направлений и стилей этой эпохи; умение раскрывать особенности функционирования, содержания и формы произведений русской литературы XIX века в связи с разнообразными контекстами их бытования с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов.
Морфология и словообразование современного русского языка
БД5Изучаемые вопросы: морфологическая и словообразовательная системы в научной трактовке, отражающей и лингвистические традиции, и общепринятые новые подходы,знакомство с принципами распределения слов в русском языке, системой частей речи, историей их становления, критериями их выделения. Формируемые компетенции: смогут анализировать и объяснять процессы морфологии и словообразования с позиций исторического развития языка, смогут интерпретировать знания о грамматических классах слов, овладеют навыками словообразовательного и морфологического анализа.
Активные процессы в современном русском языке
БД5Изучаемые вопросы: активные процессы в русском языке конца XX - начала XXI века, активные процессы в фонетике, лексике и фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе, современной русской орфографии и пунктуации. Формируемые компетенции: владеть терминологией дисциплины, быть способным использовать свои знания при анализе яыкового материала современных публикаций; быть способным с учетом современных тенденций выбрать языковой вариант, адекватный условиям порождаемого текста, использовать свои знания при анализе яыкового материала современных публикаций; должен быть готовым к профессиональной практической деятельности в области работы с текстами, в частности правильно ориентироваться при выборе языкового варианта, наиболее целесообразного и перспективного.
Лексикология современного русского языка
БД5Изучаемые вопросы: понятие о слове как основной единице языка, стилистическая дифференциация основных этапов исторического формирования лексико-семантической системы русского языка, системных связей слов, системы современной лингвистической терминологии. Формируемые компетенции: владение навыками использования полученных знаний в области лексики для осуществления научно-исследовательской и практической деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять собственную научную компетентность, объяснять языковые факты с позиций исторического развития языка, интерпретировать знания с позиций науки о языке, оперировать лексическими моделями языка.
Фразеология русского языка
БД5Изучаемые вопросы: понятие русской фразеологии, классификации фразеологических единиц, семантические отношения в системе фразеологии, основные тенденции развития фразеологии. Формируемые компетенции: иметь представление о закономерностях образования и функционирования устойчивых словосочетаний, развивать творческий потенциал и лингвокреативное мышление студентов.
Психолого-педагогическая практика
БД5Психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; установления и укрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин модуля общепрофессиональных компетенций 2.
Практика устного перевода [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: языковые средств в условиях различных прагматических ситуациях в зависимости от специфики аудитории; формирование навыков устного перевода на базе узкоспециальных текстов; развитие и закрепление методов и инструментов переводческой техники; Формируемые компетенции: умение выбирать лексические единицы в соответствии со знанием по предмету перевода, выполнять различные переводческие преобразования на базе применения лексических и грамматических трансформаций, передавать термины специальной направленности, выделять техникой записи при последовательном переводе и «декодированием» записанных предложений, вести переводческую деятельность в соответствии с местом и контекстом перевода.
Основные направления современного языкознании [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: когнитивная лингвистика, научные направления языкознания, этапы парадигмы когнитивной лингвистики; последние достижения в исследовании науки когнитивной лингвистики в зарубежном и русском языкознании; научные направления в казахском языкознании; структурное языкознание; история исследования науки антропоцентристской лингвистики. Формируемые компетенции: знать сферу антропоцентристской парадигмы, периоды парадигмы когнитивной лингвистики, школы, представителей, ход исследования; формирование направлений в казахском языкознании; структурное, сопоставительно-историческое, антропоцентристское направления в языкознании.
Основы здорового образа жизни [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: основы здорового образа жизни, мотивационно-ценностного и деятельностного отношения к здоровью через расширение, систематизацию и личностное опосредование знаний, умений и навыков; Формируемые компетенции ориентирована на формирование и популяризацию здорового стиля жизни, использование средств физической культуры, естественных сил природы восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия.
Инклюзивное образование
БД5Изучаемые вопросы: роль и теоретико-методологические основы инклюзивного образования; нормативно-правовое обеспечение, условия, модели и формы инклюзивного образования; психологические основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; психологические приёмы оптимизации инклюзивного образовательного процесса; программно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание концептуальных основ инклюзивного образования; владение навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в начальных классах; умение пользоваться основным категориальным аппаратом инклюзивного образования; владение способами обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей.
Современный литературный процесс
ПД5Изучаемые вопросы: современный литературный процесс в Казахстане и зарубежья, постмодернизм третьей волны, своеобразие женской прозы, постколониальный роман, филологический роман, антиутопическая модель в современной литературе, массовая литература, новая драма. Формируемые компетенции: демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории литературы, современной мировой литературы; иметь представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов; владеть базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
Античная и средневековая зарубежная литература
ПД5Изучаемые вопросы: своеобразие и периодизация античной литературы, греческая литература, литература средних веков, периодизация средневековой литературы, народный героический эпос, литература эпохи Возрождения, западноевропейская литература, ренессансный реализм, барокко, классицизм, сентиментализм, западноевропейская литература XVIII века. Формируемые копетенции: ознакомление с основными процессами становления и развития эпоса, лирики, драмы Древней Греции и Рима, дальнейшие судьбы этих родов в европейских литературах, примеры проявленности образов античной литературы в других видах искусства; изучение содержания художественных текстов, включенных в программу изучения литературы античного периода, периодов Средневековья и Возрождения.
Синтаксис словосочетания и простого предложения
БД5Изучаемые вопросы: единицы синтаксиса как объекта и предмета научного знания; синтаксис словосочетания и простого предложения, синтаксические связи и отношения, определение понятия "словосочетание", классификация словосочетаний в современном русском языке, определение понятия "предложение", аспекты изучения предложения и т. д. Формируемые компетенции: создание системы знаний, умений и навыков по основным разделам русского языка, иметь представления о системных и функциональных свойствах единиц синтаксического уровня; изучение понятий и терминов современной филологической науки, навыков анализа конкретных языковых явлений.
Стилистика современного русского языка
БД5Изучаемые вопросы: предмет и задачи стилистики, стилистическое использование фонетических средств языка, лексическая стилистика, грамматическая стилистика, функциональная стилистика, выразительные средства языка. Формируемые компетенции: знание основных терминов и понятий курса; умение использовать языковые единицы в соответствии с поставленной задачей, стилем речи; владение навыками стилистического анализа языковых средств и навыками стилистического анализа текста.
Анатомия, физиология и гигиена школьников
БД5Изучаемые вопросы: предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены детей; основные закономерности роста и развития организма детей; возрастная периодизация; развитие регуляторных систем детского организма; строение и функции систем органов здорового ребенка; возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Формируемые компетенции: формирование системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка; умение выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка; знание особенностей влияния факторов среды на здоровье детей; знание основных положений гигиены детей; умение организовывать гигиеническое воспитание детей; владение методами оценки общих гигиенических требований; формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Тьюторство в инклюзивном образовании
БД5Изучаемые вопросы: понятие о тьюторстве; цель, задачи и компетенции тьютора в инклюзивном образовании; этапы организации тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики; теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; инклюзивная образовательная среда; педагогические условия и технологии инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание основных характеристик тьюторства в инклюзивном образовании; владение навыками организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; умение осуществлять выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования.
Инновационные методы и приемы обучения русского языка и литературы
ПД5Изучаемые вопросы: понятие интерактивных методов обучения в русской литературе, применение интерактивных технологий обучения, освоение и внедрение интерактивного опыта, постановка проблемных вопросов, использование видео и компьютерной наглядности, использование логических схем, опорных конспектов, метода проектов, заданий творческого характера (эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, фотовыставки), инсценирования, игровых фрагментов. Формируемые компетенции: способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности по литературе, владение новыми образовательными технологиями и навыками работы с учебно-методическими комплексами; планирование уроков литературы в соответствии с различными классификациями, умение анализировать различные технологии обучения школьников в системе филологического образования.
Практика письменного перевода [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: особенности письменного перевода иностранного языка; основная терминологическая база по направлениям; техника записей перевода; выбор адекватного лексического материала; правильное применение терминов специальной направленности. Формируемые компетенции: умение выбирать лексические единицы в соответствии со знанием по предмету перевода, выполнять различные переводческие преобразования на базе применения лексических и грамматических трансформаций, передавать термины специальной направленности, владеть техникой записи при последовательном переводе и «декодированием» записанных предложений, вести переводческую деятельность в соответствии с местом и контекстом перевода.
Когнитивная лингвистика [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: формы, цели, задачи, история становления когнитивной лингвистики, ее связь с другими отраслями науки, проявления в языкознании; научные направления в языкознании; понятие концепта, концепт и концептуальная структура, языковая личность, языковой образ мира, концептуальные метафоры, когнитивная фразеология, в том числе научные концепции о когнитивном аспекте этнографической фразеологии.Формируемые компетенции: понимание и осмысление понятий концепт, значение, а также структуры концепта и методики его описания; формирование лингвистического кругозора студентов; формирование навыков систематизации основных понятий науки когнитивная лингвистика; владеет современной научной парадигмой, способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения; обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов.
Психология креативного мышления [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей психики и механизмы творческого процесса, психологические особенности личности креатива и его жизненный путь, место и роль творчества в жизни человека. Формируемые компетенции: использование психологических методик по развитию креативного мышления; навыками креативной рефлексии в профессиональной деятельности; навыками адаптации к сложным профессиональным ситуациям; навыками передачи опыта использования креативных методик другим членами коллектива в процессе профессиональной деятельности.
Новые направления в западной литературе
ПД5Изучаемые вопросы: новые направления и течения в западной литературе XX-XXI веков, модернизм, сюрреализм, экзистенционализм и мультикультурализм и постколониальная литература на выявление в них новаторских черт; новейшие тенденции в зарубежной литературе. Формируемые компетенции: знание особенностей и текстов произведений литературы XX-XXI веков; умение создавать целостную характеристику произведения в рамках анализа художественного текста; владение навыками анализа и интерпретации литературного текста данного периода развития словесности.
Инновационные методы преподавания русской литературы
ПД5Изучаемые вопросы: инновации в обучении, проблемное обучение в преподавании литературоведческих дисциплин, технология контекстного обучения в преподавании литературоведческих дисциплин, продуктивное обучение и эвристические методы обучения, игровые технологии обучения в преподавании литературоведческих дисциплин, дистанционное обучение в преподавании литературоведческих дисциплин. Формируемые компетенции: знать современные педагогические технологии в преподавании литературы; умение использовать современные педагогические технологии в преподавании литературоведческих дисциплин, владение навыками общения с аудиторией в процессе использования инновационных технологий в преподавании литературы.
Методика конструктивного обучения
ПД5Изучаемые вопросы: демократический конструктивизм как стратегическое направление в образовании, характеристические аспекты основ конструктивности при конструктивном обучении, практико-ориентированные особенности конструктивного обучения .Фомируемые компетенции: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний, способен к проведению учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, способен к организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, знает инновационные методы обучения, адаптирует и применяет знания к современным методам обучения, владеет навыками разработки и реализации учебных программ.
Особенности использования интерактивной технологии в методике преподавания литературы
ПД5Изучаемые вопросы: понятие интерактивных методов обучения в русской литературе, применение интерактивных технологий обучения,анализ эффективности и качества интерактивной деятельности в образовании, освоение и внедрение интерактивного опыта. Формируемые компетенции: способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности по литературе, владение новыми образовательными технологиями и навыками работы с учебно-методическими комплексами; планирование уроков литературы в соответствии с различными классификациями, умение анализировать различные технологии обучения школьников в системе филологического образования.
Педагогика
БД5Изучаемые вопросы: педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики; категориальный аппарат педагогики; дидактические концепции и принципы обучения; образование как педагогический процесс; формы и средства обучения; сущность, виды воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; теоретические и методические основы воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Формируемые компетенции: знание теоретических основ обучения и воспитания; владение приемами анализа и разработки программ обучения и воспитания; знание общих принципов дидактики и способы их реализации в предметных методиках обучения; приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса; умение применять полученные педагогические знания в учебной и профессиональной деятельности.
Инновационные методы преподавания русского языка
ПД5Изучаемые вопросы: педагогическая инноватика как теория нововведений в образовании, история развития инновационных процессов в мировой и отечественной педагогике, современные образовательные технологии - проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение, метод проективного и личностного ориентированного образования и т. д. Формируемые компетенции: готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.
Зарубежная литература XVIII-XX веков
ПД5Изучаемые вопросы: художественное своеобразие литературы XVIII-ХХ веков, условиях ее формирования и развития, специфика европейских национальных литератур в контексте мировой, основные художественные направления и течения. Формируемые компетенции: осуществлять комплексный анализ произведений писателей указанного периода с позиций идейно-тематического содержания, жанровых особенностей, сюжетно-композиционных особенностей, стиля и поэтики.
Педагогическая практика
БД5
Инновационные переводческие технологии (теория и практика) [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: формирование знаний о современных технологиях перевода; формирование практических навыков работы с системами автоматизированного перевода; овладение современными информационными технологиями и способами их применения в современной переводческой практике; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с получением и обработкой лингвистической информации с помощью информационных технологий; Формируемые компетенции: современные технологии в переводе. Требования современного международного рынка переводов. Технология Translation Memory. Программные продукты, использующие технологию Translation Memory. Принцип работы программы Wordfast и ее аналогов. Электронные информационные ресурсы переводчика. Способы использования сети Интернет в процессе перевода. Лингвистические информационные ресурсы. Комплексное применение электронных ресурсов в переводе.
Этнолингвистика [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: методологические основы этнолингвистики, понятийный аппарат данной науки, связь ее с другими гуманитарными науками; формирование представления о самобытности этнических языков и представляемых ими «картин мира»; язык и национальная культура, методы исследования казахской этнолингвистики; принцип системности в казахской этнолингвистике, научные направления культурологии через язык; страноведение, лингвокультурология, этнолингвистические каналы, основные факторы, лежащие в основе формирования национальной культуры, источники национально-культурного значения в формировании казахской фразеологии, языковой образ мира. Формируемые компетенции: умение работать с этнолингвистическими словарями, лексическими атласами; применять полученные теоретические и практические знания при работе с текстом; создавать оригинальные образовательные продукты в рамках реализуемой дисциплины; применять знания по этнолингвистике при написании работ в сфере профессиональной деятельности, учитывая фактор разнообразия культур.
Психосоматика [minor]
ПД5Изучаемые вопросы: психосоматические расстройства, факторы их возникновения, психологические воздействия, направленных на оптимизацию состояния, имеющих их людей, изучение об основных психосоматических теориях, видах психосоматических расстройств, об отношении человека к болезни и факторах его формирования. Формируемые компетенции: способность в рамках различных видов профессиональной деятельности прогнозировать изменения и понимать функционирование различных составляющих психики в норме и патологии
Методика преподавания русского языка
БД5Изучаемые вопросы: методы обучения русскому языку, методика обучения орфографии и пунктуации в школе, методика изучения отдельных разделов школьного курса русского языка, методика развития речи учащихся, улубленное изучение русского языка в школе. Формируемые компетенции: владение необходимыми научно-методическими сведениями о процессе обучения русскому языку и воспитания детей средствами предмета; знание содержания обучения и структуры школьного курса русского языка в общеобразовательной школе; умение использовать основные формы, методы и приемы обучения русскому языку; способность выбирать их в соответствии с задачами современного урока.
Методика преподавания русской литературы
БД5Изучаемые вопросы: методика обучения литературе как научная дисциплина, теоретические проблемы современной методической науки, литература как учебный предмет в современной школе, содержание и структура курса, нормативное и научно-методическое обеспечение предмета, основные этапы изучения литературных произведений в школе, их функции и специфика проведения в средних и старших классах и т.д. Формируемые компетенции: способен демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов, способен к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования; умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик.
Теория литературы и литературная критика
ПД5Изучаемые вопросы: Философское течение. Социологическое течение. Критика В. Г. Белинского. «Реальная критика». «Эстетическая критика». Критика 1860–1880-х гг. (Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов, Н. К. Михайловский). Культурологическая традиция (И. Киреевский, К. Аксаков, А. Хомяков, Ап. Григорьев, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев).Философская критика 1890–1900-х гг. (В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов). Формируемые компетенции: способен вести научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических знаний и практических навыков; способен осуществлять анализ и систематизацию отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, текстов различных типов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
Синтаксис современного русского языка
БД3Изучаемые вопросы: сущность и структура дисциплины "Синтаксис современного русского языка", основные функции предложения, отличительные признаки простого предложения, односоставные и двусоставные предложения, главные и второстепенные члены предложения, классификация сложных предложений, синтаксическая организация текста. Формируемые компетенции: смогут объяснять факты синтаксиса с позиций исторического развития языка, оперировать в процессе общения грамматическими моделями языка, анализировать синтаксические закономерности в книжной и разговорной речи.
Общее языкознание
ПД5Изучаемые вопросы: языки мира и их научное описание, изучаются научные направления и школы, теории, концепции, представляющие историю языкознания и образующие научную парадигму современного языкознания. Сущность соответствующих лингвистических концепций. Формируемые компетенции:способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; способен использовать в профессиональной деятельности знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации; способен применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Современная русская литература XX-XXI веков
ПД4Изучаемые вопросы: развитие русской литературы на современном этапе, творчество писателей русского зарубежья, «Новая проза», жанрово-стилевые особенности современой русской литературы; современная русская поэзия, современная авторская песня. Формируемые компетенции: представление об основных литературных течениях, функционирующих в XX веке и в настоящее время; знание творчества современных авторов и писателей русского зарубежья, ознакомление с основными направлениями изучения современной литературы; умение анализировать тексты современной русской литературы.
Литература эпохи просвещения
ПД5Изучаемые вопросы: идейное течение и широкое культурное движение Просвещения, главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции- Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев), причины взаимовлияния, взаимодействия и взаимообогащения западно- европейской и русской литератур, традиции и новаторство в указанных литературах. Формируемые компетенции: знание теории и истории литературы эпохи Просвещения; умение классифицировать и проводить анализ основных этапов их развития, литературных течений и направлений эпохи Просвещения; проведение различных видов анализа художественных произведений в историко-литературном контексте эпохи; ориентирование в творчестве писателей данной эпохи.
Психолингвистика
БД3Изучаемые вопросы: понятийный аппарат психолингвистики; речевая деятельность, виды речевой деятельности, проблемы содержания; толкование понятий языковая способность; языковой/ речевой механизм; языковая/коммуникативная личность; идеи невербального общения в психолингвистике; проблемы психологии общения в искусстве и т.д. Формируемые компетенции: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.
Практикум по орфографии и пунктуации
ПД5Изучаемые вопросы: принципы русской орфографии, раздельное и слитное написание слов, единообразное написание значимых частей слова, пунктуация и принципы русской пунктуации, тире между членами предложения, знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания в сложных предложениях и т.д. Формируемые компетенции: знание основных правил орфографии и пунктуации,принципов орфографии; умение применять полученные знания на практике; владение русским языком в письменной литературной форме, основными методами и приемами различных типов письменной коммуникации; использование основных методов и приёмов практической работы в области преподавания орфографии и пунктуации в школе.
Лингвистический анализ художественного текста
ПД5Изучаемые вопросы: основные аспекты изучения художественного текста, экстралингвистические параметры текста, текст и культура, жанрово-стилевая организация текста, анализ речевой структуры художественного текста, анализ паралингвистических средств художественного текста, алгоритм комплексного лингвистического анализа художественного текста, образцы анализа. Формируемые компетенции: знание особенностей художественного текста, приемы анализа его общего идейно-тематического содержания; умение анализировать художественный текст; владение основными методами и приемами лингвистического анализа художественного текста с учетом его идейно-эстетической проблемы.
Преддипломная практика
ПД15Преддипломная практика направлена на совершенствование знаний и умений обучающихся по будущей профессии, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к выпускной квалификационной работе. В ходе ее осуществляется сбор материалов по основным разделам дипломной работы.
Написание и защита дипломной работы (проекта) или подготовка и сдача комплексного экзамена [РЛ], [SW]
Дополнительный цикл дисциплин8