Образовательная программа 6B01101 – «Педагогика и психология» разработана для подготовки кадров в области педагогических наук в рамках направления подготовки педагогов-психологов.
Целью образовательной программы является подготовка конкурентноспособных кадров по направлению «Педагогика и психология», для осуществления профессиональной деятельности в эффективном психолого-педагогическом проектировании, организации и сопровождении инновационного образовательного процесса.
Актуальность образовательной программы 6B01101 – «Педагогика и психология» заключается в обеспечении условий для приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, подготовки специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптированного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, для качественного овладения профессиональными навыками в области педагогики и психологии.
Преимуществами данной образовательной программы являются широкий выбор мест для трудоустройства, высокооплачиваемая, стабильная работа, хорошие возможности для карьерного роста, а также возможность реализации индивидуальной предпринимательской деятельности в области консультационных услуг.
Шифр ОП | Годовая стоимость за обучение | Стоимость за 1 кредит ECTS | Количество осваиваемых кредитов ECTS | 6B01101 | 300 000 тенге | 5 000 тенге | 60 |
Cоздание широкого диапазона теоретических и практических знаний в области педагогики и психологии;
Формирование основных профессиональных компетенций у будущих специалистов;
Формирование коммуникативной компетенции, являющейся базовой для профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов;
Воспитание компетентной и конкурентоспособной личности, обладающей потенциалом для саморазвития, и быстро адаптирующейся к изменяющимся условиям экономики;
Создание предпосылок для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов в рамках проведения эксперимента на всех его этапах;
Умение работать с научно-технической информацией, использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать полученную информацию;
Умение самостоятельно контролировать процесс трудовой и учебной деятельности.
Владение теоретическими знаниями и практическими умениями организационно-управленческой деятельности;
Применение педагогического мониторинга, разработка системы педагогических измерителей и индикаторов и контрольно-оценочного материала, интерпретация полученных результатов;
Выбор подходящих педагогических технологий дифференцированного и интегрированного обучения; осуществление педагогического мониторинга, реализация педагогического менеджмента;
Интерпретация информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
Способность к целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности;
Владение навыками саморазвития, самообразования и научной организации труда.
Педагогическая;
Организационно-управленческая;
Информационно-аналитическая;
Проектная, методическая;
Научно-исследовательская.
Организации образования, детские развивающие центры, средние профессиональных учебные заведенияя (колледжы, училища);
Специальные коррекционные организации (школы-интернаты, классы для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии), институты повышения квалификации, издательства, консультационныы психологические центры, учебные заведения и т.п.
Педагогическая деятельность и психолого-педагогическое консультирование, содействие разрешению психологических проблем
Психолого-педагогическое сопровождение управленческих процессов
Составление индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ
Продвинутые навыки работы с персональным компьютером, офисной техникой и программным обеспечением в профессиональной области
Авторская методика многоуровневого изучения иностранных языков
Трансформация персональных ценностей и личной мотивации. Адаптация к стрессам. Приобщение к здоровому образу жизни. Культурное и духовное развитие
Кандидат психологических наук, доцент член корреспондент международной академии психологических наук (МАПН) РФ, сертифицированный тренер - НЛП практик, гештальтпсихология, арт-терапия, психодрама
Бизнес тренер компании Super Ego
Директор филиала АО НЦПК "Өрлеу" ИПКПР по Туркестанской области, профессор, доктор педагогических наук
Магистр педагогических наук, директор школы-гимназии №1 имени А.С.Пушкина
Автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы"
АО "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу"
Школа-гимназия №1 имени А.С.Пушкина
"Төржан" частная гимназия
Дошкольные учреждения
Школы
Колледжи
Научно-исследовательские центры
Образовательные центры
Социальные службы
Психологические центры
Кадровая служба
От 97 000 до 500 000 ₸
Балтабаева Жулдызхан. Выпуск 2016 года. Начальник отдела поддержки талантливой молодежи Туркестанского областного молодежного ресурсного центра
Бақбергенова Ләззат. Выпуск 2015 года. Заведующая детского сада "Күншуақ"
Романова Наталья. Выпуск 2012 года. Директор ГКПП "Дворец школьников" г. Шымкент
Исмайлова Мизана. Выпуск 2014 года. Психолог спортивной школы по художественной гимнастике №9 г.Шымкент, мастер спорта международного класса по художественной гимнастике
Название дисциплин | Цикл дисциплины | ECTS | Краткое описание дисциплин |
Казахский (русский) язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Иностранный язык 1 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Казахский (русский) язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй казахского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования, фразеологические единицы; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; культура и традиции Казахстана; правила речевого этикета; правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; поддержание контактов при помощи электронной почты; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Иностранный язык 2 | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: фонетические особенности, грамматический строй, английского языка; базовая лексика по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, деловая); способы словообразования; правила техники перевода; правила орфографии и пунктуации; правила речевого этикета; межкультурные особенности и правила коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, делового, научно-профессионального общения. Формируемые компетенции: осуществление устной коммуникации в диалогической и монологической формах в ситуациях бытового, научного, профессионального и делового общения; реализация коммуникативных намерений в различных видах письменной речи; владение навыками общения в процессе официальных и неофициальных контактов, в сфере повседневной и профессиональной коммуникации; навыками публичной речи; навыками устного и письменного перевода. |
Современная история Казахстана | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет, цель и задачи курса «Современная история Казахстана»; основные этапы истории современного Казахстана и их характеристика; исторические основы и периоды становления независимой казахстанской государственности в контексте всемирного и евразийского исторического процесса; реализация советской модели государственного строительства в Казахстане; экономические и политические реформы в Казахстане во второй половине ХХ в.; становление и развитие независимого Казахстана. Формируемые компетенции: умения соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического процесса посредством критического, ретроспективного, сравнительно-исторического анализа; анализ исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана; умения и навыки работы с историческими источниками; оценка и характеристика исторических событий и явлений; объяснение причинно-следственных связей событий и явлений; умения логически мыслить, свободно дискутировать и отстаивать собственное мнение, объяснять смысл и значение основных исторических понятий. |
Философия | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: категории философии, философское понимание и осмысление роли и места образования, науки, техники, технологий, человека, искусства, свободы, культуры, религии в обществе, методы научного познания, эволюция философской мысли от древности до современности. Формируемые компетенции: понимание и объяснение специфики философского осмысления действительности; интерпретация и обоснование содержания и специфических особенностей мифологического, религиозного и научного мировоззрения; демонстрация методов научного и философского познания мира в осуществлении проектной и исследовательской деятельности; аргументирование собственной позиции по отношению к актуальным философским вопросам, глобальным проблемам современного общества. |
Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке) | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; методы сбора, хранения и обработки информации, способы реализации информационных и коммуникационных процессов; концептуальные основы архитектуры компьютерных систем, операционных систем и сетей; архитектура компьютерных систем и сетей, назначение и функции основных компонентов; концепции разработки сетевых и веб приложений, инструментов обеспечения информационной безопасности. Формируемые компетенции: навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе и других целей; обосновывание выбора наиболее приемлемой технологии для решения конкретных задач; умения пользоваться информационными Интернет ресурсами, облачными и мобильными сервисами для поиска, хранения, обработки и распространения информации; умения применять программное и аппаратное обеспечение компьютерных систем и сетей для сбора, передачи, обработки и хранения данных; анализ и обосновывание выбора методов и средств защиты информации; умения разрабатывать инструменты анализа и управления данными для различных видов деятельности; осуществление проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий. |
Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология) | ООД | 8 | Изучаемые вопросы: основные категории политологии, социологии, культурологии и психологии; социально-этические ценности общества; социальные, политические, культурные, психологические институты общества в контексте их роли в модернизации казахстанского общества и принципы их функционирования. Формируемые компетенции: объяснение и интерпретация понятий, идей, теорий социологии, политологии, культурологии, психологии; описание, анализ актуальных проблем современного казахстанского общества, социальных процессов; анализ особенностей социальных, политических, культурных, психологических институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества; проектирование перспектив развития казахстанского общества, решения социальных, политических, личностных проблем, межличностных и социальных конфликтов; выражение собственного мнения по вопросам, имеющим социальную значимость; генерирование идей по вопросам социально-политического развития общества и презентация их. |
Физическая культура 1 | ООД | 2 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Физическая культура 2 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Физическая культура 3 | ООД | 3 | Изучаемые вопросы: дисциплина ориентирована на рассмотрение следующих вопросов: значение физической культуры в жизнедеятельности человека; ценности физической культуры и спорта; факторы, определяющие здоровье человека; понятие здорового образа жизни и его составляющие; методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья. Формируемые компетенции: демонстрация выполнения обязательных и индивидуально подобранных комплексов физических упражнений, в том числе оздоровительной и адаптивной физической культуры; поддержание здорового образа жизни; поддержание и развитие основных физических качеств в процессе занятий физической культурой; владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, различными формами двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности. |
Экология и безопасность жизнедеятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: содержание и задачи экологии; понятия экосистемы и биосферы; круговорот веществ и поток энергии в экосистемах; глобальные проблемы человечества; законодательные меры по охране природы; условия возникновения экологически опасных и чрезвычайных ситуаций, закономерности их проявления; классификация, характеристика и прогнозирование ЧС; разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, первая медицинская помощь и др. Формируемые компетенции: оценка воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека; идентификация основных опасностей среды обитания человека; выбор методов защиты от опасностей; владение способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; умение оказывать первую медицинскую само- и взаимопомощь; эффективное действие при угрозе и возникновении экстремальных ситуаций и ЧС; определение симптомов состояния организма человека при травмах; правильное применение средств медицинской аптечки. |
Основы права | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: право и его место в системе социального регулирования; основные формы (источники) права; правовые нормы и правоотношения; правомерное поведение и правонарушения; основы правового статуса человека и гражданина РК, основные отрасли права и др. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права; ведение полемики в правовом поле. |
Основы антикоррупционной культуры | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность коррупции как социального и правового явления; проявление коррупции в общественной жизни; мера морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения; действующее законодательство в области противодействия коррупции; профилактика правонарушений. Формируемые компетенции: ориентация в вопросах действующего законодательства; владение навыками анализа нормативно-правовых актов, отношений, регулируемых правом, юридического анализа информации; применение норм права в конкретных ситуациях, следование нравственным и правовым нормам в повседневной практике; выражение и обоснование собственной точки зрения по вопросам права и антикоррупционной культуры; ведение полемики в правовом поле. |
Основы экономики и предпринимательства | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и значение экономики в жизни общества; законы производства, обмена и распределения материальных благ; теоретические основы функционирования рыночной экономики; основы экономики предприятия; содержание и суть предпринимательства; виды и формы предпринимательской деятельности. Формируемые компетенции: применение экономических знаний в конкретных ситуациях; осуществление экономических расчётов; определение собственных возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование знаний основ предпринимательства для организации своего дела; разработка бизнес-плана; готовность к созданию предпринимательской единицы и организация ее деятельности. |
Основы инноватики и инновационной деятельности | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационный проект»; классификация инноваций; факторы, определяющие инновационную деятельность; источники инновационных идей; приоритеты инновационной политики на различных уровнях управления экономикой; основные модели инновационного развития. Формируемые компетенции: анализ и оценка инновационных проектов; планирование работ по реализации инноваций, презентация инновационных проектов; осуществление бизнес-планирования инновационных проектов. |
Основы лидерства и командообразования | ООД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность понятий «лидерство», «команда», «командообразование»; модели лидерства и их типология; стили лидерства; модели принятия лидерского решения, технологии формирования команды. Формируемые компетенции: анализ и оценка стилей лидерства; оценка условий и последствий реализации различных стилей лидерства; методы и приемы формирования команды. |
Основы академического письма | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятия «академическое письмо», жанры академического письма (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья и др.), основные принципы составления и оформления академических текстов и их презентация. Формируемые компетенции: создание письменных академических текстов различных жанров; оформление письменного текста в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами; умения и навыки составления библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов; навыки аналитической работы с научными источниками; редактирование академических текстов; критическое оценивание письменных работ. |
Организация проектной деятельности | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основы проектной деятельности; технологии проектирования; внедрения и эффективного управления проектами; методы сбора исходных данных и методы проектирования, методы разработки и реализации проектов. Формируемые компетенции: владение методами сбора и анализа информации; конструирование и подготовка проектов; владение инструментами организации проектной деятельности; постановка цели и задач на каждом этапе реализации проекта; разработка способов решения проблемы; применение на практике методов проектирования в профессиональной деятельности. |
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности педагога; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; понятия «информационные системы», «информационные технологии»; теоретические основы, виды и структуры баз данных; возможности сетевых технологий работы с информацией. Формируемые компетенции: использование программного обеспечения в профессиональной деятельности педагога; применение компьютерных и телекоммуникационных средств; навыки работы с информационными справочными системами; использование прикладных программ в профессиональной деятельности; умения использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей. |
Ораторское искусство | БД | 5 | Изучаемые вопросы: основной категориальный аппарат ораторского искусства; история ораторского искусства; стратегии и тактики эффективных речевых коммуникаций; алгоритм создания эффективного публичного сообщения; дискуссия и полемика. Формируемые компетенции: умения доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время общения и выступления; владение голосом и выразительностью речи; управление вниманием слушателей; умения отвечать на неожиданные вопросы, эффективно убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей; владение методами и техниками анализа речевого поведения партнера, способами самоконтроля. |
Практикум по развитию критического и креативного мышления | БД | 5 | Изучаемые вопросы: природа, структура, функции критического и креативного мышления и методы их формирования; модели критического мышления; методы стимулирования, функции, виды творческого мышления; современное состояние теории принятия решений; понятийное обеспечение процесса принятия решений; инструментарий критического и креативного мышления, необходимый для принятия решений; виды, стратегии и методы принятия решений. Формируемые компетенции: умения отличать критический и креативный способы мышления от иных форм интеллектуальной деятельности; владение методами и приемами креативного мышления; использование различных моделей критического и креативного мышления на практике; осуществление критического анализа ситуации в процессе принятия решений на базе процедур осознания и интерпретации; формулирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам, а также корректное опровержение позиции оппонента. |
Технология профессиональной успешности педагога | БД | 5 | Изучаемые вопросы: социальные функции и значимость системы образования, ценностные основы профессиональной деятельности педагога; требования к личностным и профессиональным качествам педагога; нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога; выдающиеся педагоги; траектории развития карьеры, профессиональная этика. Формируемые компетенции: демонстрация способности и готовности разбираться в современных вопросах в области образования, педагогики, процесса воспитания, профессиональной этики; применение принципов и правил профессиональной этики и этикета в профессиональной деятельности; владение и демонстрация индивидуальных особенностей моделирования профессионального имиджа; владение методами профессионального и личностного имиджирования. |
Общая и возрастная психология | БД | 8 | Изучаемые вопросы: предмет, задачи и методы психологии; психические процессы; структура психики; эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности; личность и психические свойства; индивидуальные особенности психики; предмет, задачи и методы возрастной психологии; основные теории, принципы, проблемы, возрастные этапы, закономерности и особенности психического развития детей; роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка. Формируемые компетенции: знание методологических и теоретических основ общей психологии, особенностей и закономерностей протекания психических процессов; знание психологических характеристик личности на каждом из этапов онтогенетического развития; умение использовать понятийный аппарат общей и возрастной психологии; владение навыками проведения психологического исследования; знание основных характеристик возрастного развития личности; владение стратегиями и средствами создания благоприятных условий для поддержания психологического здоровья, благополучия, эффективного и гармоничного развития интеллектуального, личностного, духовного потенциала личности. |
Анатомия, физиология и гигиена школьников | БД | 5 | Изучаемые вопросы: предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены детей; основные закономерности роста и развития организма детей; возрастная периодизация; развитие регуляторных систем детского организма; строение и функции систем органов здорового ребенка; возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей; основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; особенности влияния факторов среды на здоровье детей. Формируемые компетенции: формирование системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка; умение выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка; знание особенностей влияния факторов среды на здоровье детей; знание основных положений гигиены детей; умение организовывать гигиеническое воспитание детей; владение методами оценки общих гигиенических требований; формирование у детей культурно-гигиенических навыков. |
Педагогика | БД | 5 | Изучаемые вопросы: педагогика как наука: объект, предмет, задачи и функции педагогики; категориальный аппарат педагогики; дидактические концепции и принципы обучения; образование как педагогический процесс; формы и средства обучения; сущность, виды воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; теоретические и методические основы воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Формируемые компетенции: знание теоретических основ обучения и воспитания; владение приемами анализа и разработки программ обучения и воспитания; знание общих принципов дидактики и способы их реализации в предметных методиках обучения; приобретение навыков определения цели, принципов, содержания, методов, средств, форм педагогического процесса, применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса; умение применять полученные педагогические знания в учебной и профессиональной деятельности. |
Инклюзивное образование | БД | 5 | Изучаемые вопросы: роль и теоретико-методологические основы инклюзивного образования; нормативно-правовое обеспечение, условия, модели и формы инклюзивного образования; психологические основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; психологические приёмы оптимизации инклюзивного образовательного процесса; программно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание концептуальных основ инклюзивного образования; владение навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в начальных классах; умение пользоваться основным категориальным аппаратом инклюзивного образования; владение способами обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. |
Тьюторство в инклюзивном образовании | БД | 5 | Изучаемые вопросы: понятие о тьюторстве; цель, задачи и компетенции тьютора в инклюзивном образовании; этапы организации тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики; теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; инклюзивная образовательная среда; педагогические условия и технологии инклюзивного образования. Формируемые компетенции: знание основных характеристик тьюторства в инклюзивном образовании; владение навыками организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; умение осуществлять выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями; освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования. |
Психология общения и управление конфликтами | БД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность общения; коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения; функции общения; структура общения; виды общения; модели общения; вербальные и невербальные средства общения; уровни общения; социальная природа конфликтов; причины конфликтов; типы конфликтов; динамика и механизмы конфликта; управление конфликтами в организационной системе. Формируемые компетенции: применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; владение приемами межличностной, межкультурной, межэтнической и деловой коммуникации; выявление причин конфликтов; управления конфликтным процессом и своим поведением в конфликте; анализ конфликтных ситуаций; использование знаний в области управления конфликтами на практике для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления; организация переговоров и использование различных технологий переговорного процесса в практической деятельности. |
Социальная педагогика | БД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики; объект, предмет социальной педагогики; основные категории, функции, задачи социальной педагогики; структура и место социальной педагогики среди других наук о человеке; методы социально-педагогического исследования; понятие и сущность принципов в социальной педагогике; принципы социальной педагогики как науки и как практики; основные требования принципов; связь между принципами. Формируемые компетенции: знания основ социальной педагогики, современного состояния и перспектив развития; овладение основными методами и формами социальной защиты, социально-педагогической деятельности с различными категориями детей; практические умения и навыки организации жизнедеятельности детей, подростков, молодежи в условиях социализации в обществе. |
Социальная психология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: социальная психология как наука; закономерности поведения и деятельности людей; включение людей в социальные группы; виды социальных групп; социализация личности. Формируемые компетенции: владение навыками социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов исследовательской работы; применение методов социальной психологии для разрешения конфликтных ситуаций, организации работы группы, определения типа социального влияния. |
Теория и методика воспитательной работы | БД | 5 | Изучаемые вопросы: ключевые компетенции в осуществлении воспитательной деятельности в школе; воспитательная работа классного руководителя в образовательных учреждениях, ее содержание и методика; планирование и проведение воспитательной работы с детьми, обучающимися в учреждениях образования. Формируемые компетенции: формирование научного мировоззрения и представления о теоретических основах воспитания и развития детей в образовательных учреждениях; овладение методикой воспитания и развития детей; знание закономерностей формирования двигательных умений и навыков;умение осуществлять методическое руководство воспитанием в школе; умение анализировать разнообразные системы и теории воспитания; овладение современными технологиями воспитания детей в школе. |
Психолого-педагогическая диагностика личности | БД | 9 | Изучаемые вопросы: предмет, цель, задачи, постановка проблемы психодиагностики; формулировка гипотезы,выбор методов для проверки гипотезы, интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза; психические явления и психологические особенности людей; основные методы психодиагностики и интерпретация полученных результатов. Формируемые компетенции: знание основных психодиагностических понятий; приобретение опыта построения и проведения необходимых методов и методик для диагностирования; знание этапов разработки и применения методов диагностики; навыки конструирования и апробации диагностических методик; навыки распознания, оценки и измерения индивидуальных особенностей личности, выработки правил проведения диагностического обследования, разработки способов обработки и интерпретации диагностических данных; навыки применения инструментов для измерения величин; знание основных закономерностей информационных процессов в цифровом обществе, компонентов цифровой грамотности, методов и средства поиска, систематизации и обработки цифровой информации. |
Психодиагностика | БД | 9 | Изучаемые вопросы: история и истоки психологической диагностики; введение в психодиагностику; возрастная психодиагностика; методы психодиагностики; методы тестирования и опроса; тесты успешности и успеваемости; мотивация, интересы, личностные ценности, установки в психодиагностике. Формируемые компетенции: умение определять основные задачи психодиагностики, подбирать соответствующий психодиагностический инструментарий, проводить психодиагностическое исследование, интерпретировать и анализировать полученные результаты в соответствии с возрастной нормой; владение системой основных понятий психодиагностики, теорией и практикой психодиагностических исследований; применение психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований; знание о возможностях и ограничениях этих методик. |
Основы дефектологии | БД | 8 | Изучаемые вопросы: объект, предмет ,задачи и основные понятия дефектологической науки; особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; общая характеристика детей с особыми образовательными потребностями; работа с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями; значение дифференцированного подхода к определению индивидуальной траектории обучения ребенка с проблемами в развитии; особенности детей с нарушениями интеллектуального развития; особенности детей с сенсорными нарушениями; особенности детей с речевыми нарушениями; особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особенности детей с нарушениями поведения, комплексными дефектами. Формируемые компетенции: формирование понятия дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями; знание основных классификаций нарушений развития; знание особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями; умение пользоваться основным категориальным аппаратом специальной педагогики и психологии; навыки формирования взаимоотношений с детьми с особыми образовательными потребностями. |
Основы cпециальной педагогики и психологии | БД | 8 | Изучаемые вопросы: специальная педагогика и психология как самостоятельные отрасли науки и практики; нарушения развития: проблемы классификации, специфика проявления, психологический аспект; аномалии развития: нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП), эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, гиперактивность, неврозы и другие), начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм); основы диагностики и организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения развития; психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития; организация и содержание психологического консультирования в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития. Формируемые компетенции:знание специфики использования методов, форм и техник психологии и педагогики, также ряда специальных упражнений и ролевых игр при работе с детьми с нарушениями в развитии; умение оказывать психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии в условиях специального и инклюзивного образования; приобретение практических навыков: проведения психологического исследования личности с использованием методов психологии и педагогики, анализа и описания полученных результатов в соответствии с поставленной задачей, составления заключений на основании протоколов исследования. |
Этнопсихология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: цели, задачи, объекты этнопсихологии; фундаментальные понятия этнопсихологии; психологические направления и теории; современные психологические теории и прикладные исследования этнических и личностных особенностей. Формируемые компетенции: этнопсихологические знания в современном мире, их роли и значения в процессе профессионального становления в рамках выбранной специальности; умение проводить сравнительное изучение этнопсихологических особенностей народов с целью выявления их национальной психологии и составления психологических характеристик; навыки прогнозирования и мониторинга дальнейшего развития межэтнического общения и взаимодействия. |
Гендерная психология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: социально-психологическое понимание гендера; моторика в детском возрасте; моторика у взрослых: тремор, сила, дифференцированность мышечного напряжения, волевое усилие; скорость, точность и тренировка психомоторики; исследования гендерных различий. Формируемые компетенции: знание теоретических основ гендерных знаний, практических умений и навыков, необходимых для внедрения принципов, методик и технологий гендерной социализации в психологической деятельности; овладение навыками выявлять специфику функционирования человека с учетом фактора пола, возрастных этапов и кризисов развития; умение использовать методы и технологии гендерного анализа в психологической деятельности. |
Практическая психология | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: сфера практического применения психологии; научное и организационное проведение профессиональной деятельности практического психолога; профессиональная деятельность практического психолога в общеобразовательных учреждениях; методики и техники проведения различных видов профессиональной деятельности практического психолога, включая оценку его результатов. Формирумемые компетенции:знание этапов и процедур процесса консультирования; знание методик и принципов психологического консультирования в школе, семье; знание содержания психокоррекционной и развивающей работы психолога; умение использовать методики и техники проведения различных видов профессиональной деятельности практического психолога, включая оценку его результатов; умение анализировать проблемы клиента, строить взаимоотношения между клиентом и консультантом, использовать методы воздействия на клиента; умение создать условия, обеспечивающие результативность психологического консультирования. |
Практикум по психологии | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: методы исследования в психологии; исследование психологических процессов человека; основы анализа данных психологического исследования; виды методов исследования психологии; практическое примененеие методов исследования психологии. Формирумемые компетенции: владение навыками применения различных психологических методов исследования на практике; умение логически мыслить, формулировать выводы, делать обобщения; умение свободно интерпретировать психологические феномены; умение использовать навыки социального и профессионального общения в деятельности психолога-практика, педагога в области общения. |
Педагогическое мастерство | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: педагогическое мастерство, его социальная сущность и содержание; профессиональная педагогическая деятельность-основа формирования педагогического мастерства; педагогическая техника как элемент мастерства педагога; самообразование и формирование профессионального мастерства педагога-психолога; педагогическое общение и место учителя класса в профессиональной деятельности; речь педагога как средство воспитательного воздействия и передачи знаний; педагогическое общение в структуре профессионального мастерства; необходимые элементы педагогического общения; педагогическая этика и такт; форма педагогического общения; этика педагога; этика основополагающего элемента отношения педагога. Формируемые компетенции: знание о структуре педагогической деятельности учителя, его личности;ознакомление с сущностью и содержанием педагогического мастерства; навыки владения педагогическими способностями, педагогической техникой, средствами педагогического воздействия и ораторского искусства; овладение культурой общения; умение устанавливать взаимодействие с коллективом учителей, учащимися, родителями; формирование коммуникативных и управленческих умений и навыков. |
Основы психологического консультирования | ПД | 7 | Изучаемые вопросы: введение в психологическое консультирование; цели и задачи психологического консультирования; виды психологического консультирования; условия результативности психологического консультирования; организация работы психологической консультации; подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры; техника психологического консультирования. Формируемые копетенции: знание практических основ психологического консультирования; овладение элементарными навыками психологической помощи; умение использовать психотехнические приемы консультирования, способы определения длительности и эффективности процесса консультирования; навыки в подготовке и проведении психологического консультирования, его этапов и процедур. |
Методы и техника работы педагога-психолога | ПД | 7 | Изучаемые вопросы: основные принципы психологической работы с детьми разного возраста; возрастные особенности детей и подростков; основные направления работы педагога-психолога с детьми разного возраста; методы работы (диагностические, консультативные, профилактические) педагога-психолога. Формируемые компетенции: знание основных методов и технологий педагога-психолога в образовательных учреждениях; овладение умениями и навыками психолого-педагогического сопровождения различных возрастных групп. |
Креативная психология | БД | 5 | Изучаемые вопросы: цель и задачи креативной психологии; креативное исследование К.К. Платонова; методы тестирования креативности Дж. Гильфорда и параметры креативности; творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность; механизмы психологической креативности; развитие креативной психологии, интеллектуальные способности, творческие способности, теория способности; развитие человеческих способностей человека, их природа, формирование и развитие, связь с другими психологическими особенностями человека и влияние на его поведение. Формируемые компетенции: знание теоретических основ креативного процесса (личностные и интеллектуальные предпосылки, проявления и закономерности развития); знание методов, приемов и психотехники; формирование навыков решения нестандартных задач в профессиональных и жизненных ситуациях; навыки командной творческой работы. |
Психология медиации | БД | 5 | Изучаемые вопросы: объект, предмет, задачи и основы психологии медиации; введение в психологию медиации; базовые понятия и принципы психологии медиации; особенности применения психологии медиациии; особенности подготовки тренеров медиаторов. Формируемые компетенции: знание основных понятий, истории и современного состояния психологии медиации при разрешении конфликтов; знание природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей проведения медиации в различных сферах; знание возможных способов работы с конфликтами; знание условий и технологий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами. |
Методика преподавания психологии | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: цель, задачи и содержание методики преподавания психологии, современный опыт преподавания; содержание психологического образования, организация обучения и виды учебных занятий по психологии; принципы и методы обучения психологии; профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии. Формируемые компетенции: знание о психологии, формах учебных занятий и методиках преподавания психологических дисциплин; овладение практическими навыками, необходимыми в преподавании психологических дисциплин, спецификой преподавания; овладение навыками обучения методам психологического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности преподавателя психологии. |
Педагогическая психология | ПД | 6 | Изучаемые вопросы: предмет педагогической психологии; цели и содержание образования и обучения; мотивация; способности; теории учения; педагогические способности преподавателей; психологические характеристики личности педагога; восприятие и понимание учениками педагогов; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; элементы активных форм в работе преподавателя. Фомируемые компетенции: знание характеристики педагогической психологии как науки, методов и задач педагогической науки; знание о психологических особенностях личности человека в процессе обучения и воспитания, структуры педагогической деятельности и ее особенностей; знание психологических особенностей учебной деятельности и воспитательного процесса, основных направлений обучения в современном мире; умение использовать полученные данные при построении педагогического процесса; овладение навыками определять оптимальные пути построения педагогического взаимодействия;умение оптимально использовать новаторские введения в учебно-познавательный процесс; овладение навыками работать с научными текстами и словарями. |
Методика преподавания педагогики | ПД | 6 | Изучаемые вопросы: введение в методику преподавания социально-педагогических дисциплин; формы и методы преподавания социально-педагогических дисциплин; функции педагогического контроля. Формируемые компетенции: знание и представление о теоретико-методологических основаниях, принципах, содержании, методах, формах и средствах преподавания педагогики в учреждениях профессионального педагогического образования; овладение умениями и навыками определения и подбора методических средств для оснащения образовательного процесса; умение применять активные методы обучения в педагогической деятельности с использованием современных средств обучения. |
Экспериментальная психология | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: история развития экспериментального метода в психологии; теоретические и практические основы психологического эксперимента, специфика его организации и проведения; организация и планирование психологического эксперимента. Формируемые компетенции: знание об экспериментальной психологии, теории и практики проведения экспериментальных исследований; знание основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований; владение навыками анализа психологической характеристики личности, психологического склада мышления для оценки, анализа и объяснений психических явлений; навыки применения методологических принципов при организации психологических исследований. |
Практикум по арттерапии | ПД | 5 | Изучаемые вопросы: сущность и специфика арт-терапии в психологии; формы и методы арт-терапии; методы арт-терапии в работе с детьми, подростками и взрослыми; применение арт-терапических методов на практике (в коррекции, психодиагностике, реабилитации). Формируемые компетенции: владение навыками моделирования и проведения авторских арт-терапевтических занятий (или отдельных заданий) в соответствии с требованиями психотерапевтических теорий и практик и индивидуальными особенностями участников; занятия и умение использовать методы арт-терапии в работе с детьми, подростками и взрослыми. |
Учебная практика [ПП] | БД | 2 | Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в области образования, формирование устойчивого интереса к профессии педагога, профессиональную ориентацию. |
Психолого-педагогическая практика [ПП] | БД | 5 | Психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; установления и укрепления теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин модуля общепрофессиональных компетенций 2. |
Педагогическая практика [ПП] | БД | 5 | Педагогическая практика направлена на закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебных практик, путем непосредственного участия обучающегося в деятельности организации для приобретения профессиональных умений и опыта в образовательной сфере. |
Производственно-педагогическая практика 1 [ПП] | ПД | 10 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков в области методики преподавания дисциплин по предметной специализации. |
Преддипломная практика [ПП] | ПД | 5 | Преддипломная практика направлена на систематический сбор материалов по теме дипломной работы. |
Производственно-педагогическая практика 2 [ПП] | ПД | 5 | Педагогическая практика направлена на формирование у студентов навыков организации учебной, методической, культурно-досуговой, воспитательной внеклассной деятельности; совершенствование навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе при решении професиональных задач. |
Написание и защита дипломной работы/проекта [IПП] | Дополнительный цикл дисциплин | 12 | |
Основы психокоррекционной и психопрофилактической работы | ПД | 6 | Изучаемые вопросы: психокоррекция и психопрофилактика как составляющие системы психологической помощи; психологическое здоровье – цель и критерий успешности психокоррекции и психопрофилактики; основы психопрофилактики; теоретические основы психокоррекции; понятие, цель, задачи, принципы, виды, позиции психолога и клиента; психокоррекционный комплекс; арттерапевтические методы коррекции; методы социальной психокоррекции; методы психологической коррекции поведения и развития дошкольников; психогенная школьная дезадаптация; теоретические и методологические проблемы коррекции детей и подростков с проблемами в развитии; психокоррекционная работа с семьей. Формируемые компетенции: понимание сущности психопрофилактической и психокоррекционной работы, способности анализировать основные сферы отклонений психического развития; формирование навыков работы с различными методами и методиками коррекционной работы при решении конкретных психологических проблем. |